ЕС перекрыл дорогу в Крым

для европейских товаров и инвестиций

Евросоюз утвердил новый пакет санкций против Крыма, который европейцы продолжают считать территорией Украины. Это решение стало самым серьезным шагом в рамках европейской политики непризнания присоединения полуострова к России. Оно может осложнить работу уже существующих в Крыму гипермаркетов Metro и Auchan, а также ставит под угрозу лишь недавно налаженную продажу автомобилей европейских марок. Проблемы также грозят развитию инфраструктурных проектов, в первую очередь в энергетике. Пути обхода санкций есть, признают источники "Ъ", но многое будет зависеть от позиции самих поставщиков из ЕС.

Фото: Emmanuel Dunand/Pool , Reuters

Ситуация вокруг Украины стала одной из первых тем, которую участники саммита ЕС обсудили вчера в рамках двухдневного заседания в Брюсселе. "Европейский совет утвердил письменной процедурой новые существенные дополнительные санкции. Мы говорим о мерах по торговле и инвестициям против Крыма и Севастополя",— заявила вчера представитель внешнеполитической службы ЕС Майя Коциянчич. Европейские лидеры договорились о запрете для бизнеса осуществлять инвестиции в экономику Крыма, приобретать там недвижимость, строить объекты инфраструктуры и оказывать туристические услуги.

О планах ввести эти санкции уже говорила глава европейской дипломатии Федерика Могерини (см. "Ъ" от 16 декабря). Соответствующее решение согласовали в понедельник главы МИД стран--участниц ЕС. Кроме того, как стало известно вчера, европейским круизным судам будет запрещено заходить в порты полуострова. Письменное обоснование и детали решения будут опубликованы сегодня, а вступят в силу в субботу.

Новые ограничения — самый серьезный шаг в рамках так называемой стратегии непризнания присоединения Крыма к России, о которой ЕС объявил еще летом. Первый пакет мер по ограничению предпринимательской деятельности в Крыму и запрету на импорт крымских товаров в ЕС был согласован в июне. Источник "Ъ" в структурах ЕС назвал европейскую стратегию в отношении полуострова "политикой агрессивного непризнания" (см. "Ъ" от 17 июля). Ранее в рамках этой стратегии страны ЕС договорились обслуживать жителей полуострова в консульствах стран Евросоюза не на территории РФ, а как прежде — на Украине.

В МИД РФ действия Евросовета назвали "дискриминацией крымчан и севастопольцев по политизированным соображениям", пригрозив отреагировать "адекватно". "Подобные "меры" являются не чем иным, как попыткой наказать жителей полуострова, осуществивших в ходе референдума свободный выбор в пользу воссоединения с Россией. Хотелось бы понять, каким образом это увязывается с личными свободами граждан, обычно столь рьяно отстаиваемыми представителями Евросоюза? — заявили вчера в российском внешнеполитическом ведомстве.— В Брюсселе уже должны осознать, что Крым и Севастополь являются неотъемлемой частью Российской Федерации".

Точно оценить последствия расширенных санкций пока трудно. С одной стороны, европейские компании уже фактически поставили крест на каких-либо серьезных проектах в Крыму и Россия всерьез не надеялась на участие инвесторов и поставщиков из ЕС в экономике полуострова. В то же время в отсутствие прямого запрета в том или ином виде европейский бизнес в Крыму до сих пор присутствовал.

Например, на полуострове работают гипермаркеты Metro (Германия) и Auchan (Франция). Магазинами Metro управляет компания, принадлежащая непосредственно головной структуре, а не "Metro Cash & Carry Россия", которая управляет другими магазинами в России. До вхождения полуострова в состав России объекты в Севастополе и Симферополе находились в ведении "Metro Cash & Carry Украина". В головном офисе ритейлера "Ъ" заявили, что пока не могут конкретно говорить о возможных последствиях, так как не располагают детальной информацией. Auchan в Симферополе перешел под управление российского подразделения ритейлера. В недавнем интервью "Ъ" гендиректор "Auchan Россия" Вилельм Убнер рассказывал, что решение о переводе крымского магазина принимала генеральная дирекция группы. Господин Убнер признавал, что сегодня в Крыму существуют серьезные проблемы со снабжением продовольствием, особенно скоропортящимися товарами. Вчера в Auchan на запрос "Ъ" не ответили.

Министерство курортов и туризма Крыма (там вчера также не ответили на запрос) в этом году официально объявляло о посещении Крыма лишь одним круизным лайнером, принадлежащим немецкой компании Hansa Touristik: в середине сентября корабль с 436 пассажирами останавливался в Ялте. Согласно официальной статистике, за период с января по ноябрь Крым посетили 3,47 млн человек. Ранее представители Министерства курортов уточняли, что 70% в этом году составили граждане России, 28% — украинцы и 2% — жители других стран. Доля европейских туристов отдельно не оценивалась.

Автопроизводители пока не знают, как реагировать на новый пакет санкций. В опубликованном вчера коммюнике говорится о запрете на поставки транспорта. Участники авторынка не понимают, касается ли это автопроизводителей или дилеров, и ждут расширенный текст, который должен быть опубликован сегодня вечером в официальном журнале ЕС. Никаких директив из головных штабов компаний пока не поступало, говорят собеседники "Ъ". По их словам, "худший сценарий" — это закрытие всех дилерских центров, которые продают в Крыму европейские бренды. Таким образом, сейчас под ударом находятся крымские дилеры BMW, Audi, Renault, Peugeot Citroen и Volkswagen Group. При таком сценарии на полуострове из европейских брендов останется лишь Mercedes Benz: в российском представительстве объяснили, что крымские дилеры марки остаются в украинской юрисдикции, поэтому санкции их не коснутся.

Серьезную проблему санкции могут создать и для обновления инфраструктуры Крыма. В электроэнергетике трудно найти замену иностранным поставщикам газовых турбин средней и большой мощности — их аналоги в России могут произвести только локализованные предприятия с европейскими и американскими акционерами. Юридически СП GE, Ростеха и "Интер РАО" ООО "Русские газовые турбины" в Рыбинске может поставлять оборудование в Крым, считает источник "Ъ", близкий к акционерам компании. Предприятие, запущенное в конце октября, производит турбины мощностью 77 МВт. СП Siemens и "Силовых машин" "Сименс технологии газовых турбин" завершает строительство завода в Ленинградской области, пуск намечен на 2015 год. Предприятие планирует производить газовые турбины мощностью 160-270 МВт. Представитель основного акционера — Siemens — отказался от комментариев о возможных поставках турбин в Крым. С одной стороны, локализованное предприятие могло бы участвовать в тендерах, но все будет зависеть от позиции немецкого акционера, говорит источник "Ъ" в энергомашиностроении.

Галина Дудина, Анастасия Дуленкова, Александра Мерцалова, Евгений Хвостик, Анастасия Фомичева, Яна Циноева

Вся лента