«Уральской литературе присуща „мрачная серьезность”»

интервью

2015 год объявлен Годом литературы в России. В его рамках в Свердловской области пройдет ряд мероприятий, в том числе — всероссийский фестиваль литературных журналов «Толстяки на Урале». О предстоящем событии и том, зачем в эпоху интернета нужны литературные журналы, рассказал главный редактор журнала «Урал» Олег Богаев.

Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ

— Какие мероприятия планируются в Свердловской области в рамках Года литературы?

— План мероприятий Года литературы в Свердловской области включает награждение литературными премиями Бажова и Крапивина, фестиваль фантастики «Аэлита» и установку мемориальной доски писателям-фронтовикам, без которых не было бы русской литературы.

Кроме этого, Союз писателей проведет международный форум русской литературы на Урале, пройдут дни поэзии и поэтический марафон. В Доме писателя к июню планируется открытие медиацентра.

Важная роль отводится мероприятиям, которые прямо стимулируют библиотечную сферу — это вручение премий губернатора Свердловской области и правительства самым лучшим библиотекам. Самым ярким событием Года литературы должен стать всероссийский фестиваль толстых литературных журналов России «Толстяки на Урале».

— Почему именно Екатеринбург станет местом для слета издателей толстых литературных журналов?

— Одна из важных задач этого фестиваля — заявить Свердловскую область как один из немногих регионов, способных быть местом консолидации общероссийского литературного процесса. Подобный всероссийский слет будет проведен впервые. И не в Москве, где сосредоточена большая часть «толстяков», а у нас, на Урале, где приглашающей стороной выступают областное министерство культуры и журнал «Урал», что лишний раз подчеркнет «столичные амбиции» данного мероприятия.

Мы готовы пригласить самых известных российских писателей, включая наших, а также главных редакторов ведущих толстых литературных журналов, таких как «Новый мир», «Дружба народов», «Знамя». Таким образом, мы могли бы способствовать развитию многостороннего диалога между современными писателями, критиками и издателями литературных журналов.

— Испытывают ли сейчас писатели какие-то трудности с публикацией своих текстов?

— Сегодня, если есть деньги, книгу может издать каждый. И что это означает? Ничего. Если автор пишет серо и неталантливо, он интересен только себе. Нельзя просто так написать и бежать в типографию. Книга — это поступок — и интеллектуальный, и нравственный. Книга — это твое обращение «граду и миру». Чем серьезнее твои художественные притязания, тем больше шансов выделиться в общем море пишущих людей.

Писатели хотят издаваться в самых лучших издательствах России и Москвы, это понятно. Но из десятков тысяч случаев появления «людей с улицы» только один человек заслуживает художественного внимания и издания книги.

В этом смысле литературные журналы выполняют функцию отбора. Отбор качественного от плохого становится главной проблемой нашего века, и это касается всего — и искусства, и информации. Человек, печатающийся в достойных литературных журналах, имеет для издательств безусловный знак качества. Литературный журнал — это среда обитания для начинающих и уже состоявшихся литераторов. В журнале «Урал» начинали Виктор Астафьев, Борис Рыжий и многие известные ныне писатели. Наш журнал существует с 1958 года.

— На какого читателя ориентируется «Урал»? Многих ли сейчас интересуют произведения новых авторов?

— Журнал ориентируется на читателей от 16 лет до 100 лет. После ста лет читать трудно, а до 16 лет дети очень заняты школьной программой. Тираж журнала — 1200 экземпляров в месяц, но это лишь бумажный вариант. В электронном виде читают очень многие по всему миру, подсчитать нереально, но нас читают даже русскоязычные люди из Австралии.

— Каков сейчас процент качественных произведений, которые впоследствии публикуются в «Урале»?

— На электронный адрес редакции в день приходит около 30 писем от поэтов со стихами, 20 писем от прозаиков и пять писем от романистов. Пишут со всей страны. Теперь представьте наш объем работы. Романы, стихи, рассказы, пьесы. Пять процентов из общего потока достойны внимания, и это очень хорошо. Необыкновенно хорошо! Я, помимо того что главный редактор журнала «Урал», еще и преподаватель Екатеринбургского театрального института, где обучаются будущие драматурги и писатели. Преподаю уже 15 лет. И вижу, что люди стали писать в разы больше! Пишут много, грамотно, но как всегда божья искра — редкость.

— А существуют ли сейчас на Урале фигуры масштаба Бориса Рыжего?

— Масштаб создается мифом об ушедшем человеке. Конечно, поэт масштаба Бориса Рыжего на Урале есть, только этот поэт не существует в рамках стереотипов (вечно пьяный, вечно веселый, вечно злой, вечно молодой и страдающий). Поэт, о котором я говорю — профессор, и это, наверное, главный его недостаток — быть поэтом и ученым одновременно как-то не принято в русской поэзии. Я говорю о поэте Юрии Казарине.

Думаю, масштаб его поэзии значительно крупнее, чем поэтический мир Бориса Рыжего. Сейчас на меня накинутся поклонники Рыжего, но я действительно так считаю. В XXI веке поэт должен иметь невероятное мужество, чтобы быть поэтом, тем более быть замечательным поэтом. Перефразируя Роберта Фроста, скажу, что поэт — это ангел, ходящий по горящей земле. Не убегать от этого мира, а жить в нем — это восхитительный и отчаянный акт сильной и зрелой личности, противостоящей пошлости. Я говорю о Казарине, который живет среди нас, плодотворно пишет, и, что замечательно, он является завотделом поэзии в журнале «Урал», который я возглавляю.

— Кого из писателей можно назвать открытием года?

— Это прозаики Владимир Шапко, Виталий Сероклинов, драматург Станислав Вальковский, детские писатели Дмитрий Мурзин и Тимур Денисов.

— Что в целом отличает уральских поэтов и прозаиков? Можно ли вообще говорить о «феномене уральской литературы»?

— Уральской литературе присуща «мрачная серьезность». Это не удивительно, любой синоптик скажет, что мы видим солнце на Урале 80 дней в году. Поскольку на Урале солнце — редкость, наши писатели ищут солнце внутри себя, а кто посмелее — называет себя «солнцем» буквально, как Николай Коляда. Это все, что касается феномена уральской литературы.

У нас в уральской литературе есть свои классики: невероятный мастер слова Павел Бажов, самобытный и глубокий Дмитрий Мамин-Сибиряк, в XX веке появился Николай Никонов, современные авторы: живой классик детской литературы Владислав Крапивин, признанный во всем мире прозаик Игорь Сахновский, потрясающий поэт Майя Никулина, тонкий и пронзительный поэт Андрей Расторгуев, наш уральский «Фазиль Искандер» Арсен Титов, самобытная Анна Матвеева, тонкий и ироничный Евгений Касимов, и многие другие.

— Насколько внимательно относятся к сфере литературы региональные власти?

— Очень важно, что концепция Года литературы в Свердловской области содержит системный подход, взгляд вперед. Меняется время, меняется язык, меняется литература. Сидит сейчас где-нибудь в пятом классе будущий великий русский писатель, а в соседнем классе девочка, которая очень любит покритиковать. И вот здесь необходимо министерство образования, которое сделает конкурс сочинений, раскроет их талант на раннем этапе. Кроме этого, министерство образования выполняет свою важнейшую функцию — расширяет внутренний мир ребят, воспитывает вкус к хорошему чтению.

В серьезной и большой работе по обустройству нашего государства культура занимает очень важное место, а литература — особое. В этой связи хотел бы сказать, что внимание нашего губернатора к культуре является ключевым и определяющим. И мы видим на деле, как реально меняется к лучшему культурная среда в нашем регионе. Это — факт.

Все мы понимаем, что управление в сфере культуры — дело чрезвычайно тонкое, ведь творческие люди чаще живут не умом, а сердцем, поэтому крайне важен подход к процессу. И здесь надо отметить серьезную работу областного министерства культуры: процесс налажен, руководство ведет работу системно и ответственно, и главное — мы видим качественные результаты этой работы.

Беседовала Полина Достовалова

Вся лента