Финские гражданские рейсы пустили в обход из-за российских военных

Авиадиспетчеры изменили маршрут гражданских самолетов из-за российских военных самолетов, летевших в «невидимом» режиме

В минувшую среду финские службы авиационного контроля рекомендовали гражданским самолетам изменить маршруты следования. Это было сделано из-за того, что в небе над Балтийским регионом были обнаружены российские военные самолеты, летевшие с выключенными приемопередающими устройствами, затрудняющими их обнаружение гражданскими бортами.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Как сообщили сегодня финские издания Helsingin Sanomat и Yle, в минувшую среду местные системы ПВО обнаружили группу российских самолетов, следовавших в воздушном пространстве между Россией и Калининградской областью. Представители финской стороны заявляют, что военные самолеты не представляли угрозы гражданским рейсам, однако служба контроля воздушного пространства рекомендовала гражданским изменить свой маршрут. Это было сделано из-за того, что на российских военных самолетах была, по сообщению финской стороны, отключена система, посылающая сигнал в ответ на отправленный запрос (транспондер).

Финские авиационные власти опасались, что в ходе своего следования гражданские лайнеры не смогут обнаружить эти военные самолеты. По словам директора службы авиационного контроля Управления транспортной безопасности Пекки Хентту, «это стандартные рекомендации для гражданских самолетов». Такие рекомендации даются, когда есть информация о военных самолетах, следующих в «темном» режиме, то есть с отключенными транспондерами. В интервью "Ъ" Пекка Хентту отметил, что «изменение маршрутов гражданских самолетов в среду носило единичный характер и говорить о постоянном изменении маршрутов нельзя. Если эти случаи повторятся, мы будем принимать решения по каждому конкретному случаю». По словам чиновника, после оперативного обмена информацией между военными и гражданскими службами Финляндии было принято решение о минимизации возможных рисков.

Господин Хентту добавил, что его ведомство пока не информировало российскую сторону о произошедшем. «На данный момент мы поставили в известность только Европейское агентство по авиационной безопасности, которое собирает всю информацию по этому и другим похожим случаям над Балтикой. Очевидно, что, как только эта информация будет проанализирована, российская сторона будет поставлена в известность. Со своей стороны мы бы хотели, чтобы все полеты, вне зависимости от их целей, совершались с использованием транспондеров. Это позволит максимально эффективно использовать установленную на самолетах систему предупреждения об угрозе столкновения».

Напомним, вчера министр обороны Швеции Петер Хультквист сообщил, что шведские истребители зафиксировали российский самолет в опасной близости от пассажирского лайнера. Министерство обороны России выступило с опровержением этого сообщения, заявив, что маршрут самолета проходил в 70 километрах от пути следования лайнера.

Евгений Хвостик


Как европейские эксперты оценят риск от российских истребителей

9 декабря Еврокомиссия обратилась к экспертам Европейского агентства по воздушной безопасности с просьбой оценить риски для самолетов гражданской авиации со стороны истребителей ВВС РФ. Свои рекомендации на основании результатов расследования эксперты должны передать в Брюссель в марте 2015 года. Читайте подробнее

Вся лента