Гостей премии Кандинского вогнали в краску

Вручена частная премия в области современного искусства

На прошлой неделе в здании бывшего кинотеатра "Ударник" состоялось вручение премии Кандинского — ежегодной награды в области современного искусства. Главный приз достался художнику Павлу Пепперштейну за проект "Святая политика". Судя по тому, что такой результат устроил всех и не вызвал скандалов, политика и правда оказалась святой. За это и выпил учредитель премии бизнесмен Шалва Бреус в ресторане Cristal Room Baccarat на постцеремониальном ужине.

На здании кинотеатра "Ударник" по-прежнему висит многообещающий плакат "Здесь будет музей", но по-прежнему в этом смысле ничто не началось. Так что блестящее общество, традиционно посещающее церемонию, в интерьерах "Ударника" выглядело особенно ярко. В компании совладелицы магазинов "Шалтай-Болтай" Валерии Роднянской прибыла пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова, коллекционер Виктор Бондаренко, журналисты Владимир Познер и Эдуард Сагалаев. Непостижимым образом среди гостей оказалась телеведущая Татьяна Веденеева. А вот основного владельца Access Industries Леонарда Блаватника ожидаемо сопровождал совладелец GHP Group Марк Гарбер. "Вот он, мой культурный ориентир!" — уточнял господин Блаватник. Финансист Гор Нахапетян принимал поздравления от осведомленных и пояснял тем, кто не в курсе: "Моя жена, между прочим, финалист!" Действительно, Лилия Лимиян придумала для себя максимально прозрачный псевдоним с ориенталистским флером — Ли-ми-ян. В этом году госпожа Лимиян завершила курс документальной фотографии в Школе Родченко. В шорт-лист премии Кандинского, причем сразу во взрослую номинацию "Проект года", попали ее Masters and Servants — серия фотографий, на которых в домашних интерьерах запечатлены владельцы этих интерьеров и те, кто о них заботится.

Впрочем, освежить в памяти работы финалистов или же спешно ознакомиться с ними непосредственно перед церемонией в этот раз оказалось невозможным: выставку финалистов, работавшую в "Ударнике" последние пару месяцев, демонтировали.

Церемония началась с перформанса "Развеска": пока группа "Самое большое простое число" исполняла песню "Икеа", люди, изображавшие монтажников, развесили белые холсты, на которые проецировалось видео о музейных пространствах. В паузах финалисты номинации "Научная работа. История и теория современного искусства" рассказывали, что они думают о роли и виде музеев в настоящем и ближайшем будущем. Премия в этой номинации вручается впервые, и эти монологи заменили традиционную для премии Кандинского лекцию.

До сих пор церемония, о которой ее основатель, господин Бреус, всегда говорил, что она должна быть процесс, а не событие, начиналась именно с лекции о явлении или художнике. В итоге первым лауреатом стал Михаил Ямпольский за работу "Живописный гнозис" (денежного приза для него нет, но теперь работа будет издана на английском). Самого господина Ямпольского не было, приз за него вышел получать художник Александр Бродский, который произнес чрезвычайно теплую речь о своем друге-отшельнике. Причем некоторые вспомнили, что, получая премию Кандинского за себя, господин Бродский высказался куда короче.

Далее очень быстро получили свои призы "Проект года. Молодой художник" Альберт Солдатов за видеотруд "Бальтус" (призовая статуэтка и €10 тыс.), а также "Проект года" Павел Пепперштейн за "Святую политику" (статуэтка и €40 тыс.).

Завершающий перформанс, вероятно, имел целью расслабить на прощание зрителей церемонии — под аккомпанемент все тех же СБПЧ на сцене работали граффитисты, что-то творившие в контурах "Ударника". Первые ряды окутали пары краски из баллончиков моментально, до середины партера, где как раз находились господин Бреус и другие важные гости, этот запах добрался как раз к моменту завершения работы художников. Обошлось без головокружения и обмороков. Это и отметил на торжественном ужине в ресторане господин Бреус в разговоре с автором церемонии Алексеем Аграновичем: "Ну вот, все же обошлось, прошли же, вот прямо как по ниточке!" Вероятно, он подразумевал не продолжительность перформанса с красками, а умеренность современности награжденного искусства.

Евгения Милова

Вся лента