Локомотивы сходят с железных дорог

ОАО РЖД может продать долю в "Трансмашхолдинге"

ОАО РЖД, владеющее блокпакетом крупнейшего в России и СНГ производителя локомотивов и вагонов для метро "Трансмашхолдинга" (ТМХ), заявило о готовности продать долю в этой компании. Эксперты оценивают пакет в 24-35 млрд руб., видя возможными покупателями только нынешних совладельцев ТМХ.

Фото: Василий Дерюгин, Коммерсантъ

О том, что ОАО РЖД рассматривает возможность продажи 25% акций "Трансмашхолдинга", в пятницу заявил президент монополии Владимир Якунин. По его словам, вопрос обсуждается "узким кругом правления". ОАО РЖД стало акционером ТМХ, чтобы поддержать компанию, сохранить в России тяжелое транспортное машиностроение и "инициировать рынок", пояснил топ-менеджер. В результате, добавил он, в ТМХ удалось привлечь иностранного инвестора — французскую Alstom, а на рынке появился еще один производитель локомотивов, группа "Синара" Дмитрия Пумпянского, так что необходимости оставаться акционером у ОАО РЖД больше нет. Детали сделки и потенциальных покупателей в монополии не раскрывают.

ТМХ — крупнейший в России и СНГ производитель подвижного состава для железной дороги и метро. Выручка по МСФО в 2013 году составила 154,3 млрд руб. (около 60% обеспечивают заказы ОАО РЖД), чистая прибыль — 15 млрд руб.

ОАО РЖД купило 25% плюс 1 акцию The Breakers Investments B.V., владеющей 100% ТМХ, в конце 2007 года у Искандара Махмудова, Андрея Бокарева и "Трансгрупп" (сейчас им принадлежит 50% минус 2 акции ТМХ). Блокпакет достался монополии за 9,3 млрд руб. с дисконтом в 35% от рыночной стоимости (компания в целом оценивалась в 71 млрд руб.). Существенная скидка объяснялась тем, что ОАО РЖД — "серьезный государственный партнер, который должен привлечь в ТМХ стратегического инвестора". Владимир Якунин говорил, что это должна быть "иностранная компания с передовыми технологиями, которая локализует производство в России", после чего ОАО РЖД "с большой выгодой продаст свою долю". Но процесс затянулся: основным претендентом считался канадский Bombardier, в итоге меморандум о партнерстве ОАО РЖД заключило с Alstom, а сделка по покупке французами 25% плюс 1 акции в ТМХ (через The Breakers) была закрыта только в 2011 году. Сумма сделки составила $425 млн.

В Alstom в пятницу заявили, что компания "изучит вопрос о выкупе доли ОАО РЖД". "Трансгрупп", а также представители Искандара Махмудова и Андрея Бокарева на запрос "Ъ" не ответили. Но источник "Ъ", близкий к монополии, сомневается, что совладельцам ТМХ будет предоставлено преимущественное право на покупку пакета ОАО РЖД, по его мнению, "Росимущество этого не допустит". Он напомнил историю с продажей блокпакета Первой грузовой компании в 2012 году, когда Росимущество не согласовало продажу пакета напрямую UCLH Владимира Лисина (тогда уже владел 75%) и поручило провести аукцион. Впрочем, UCLH все равно купил бумаги.

Андрей Рожков из ИФК "Метрополь" оценивает ТМХ в 130-140 млрд руб., то есть за 25% акций ОАО РЖД может выручить 32-35 млрд руб. Но глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров сомневается, что сумма сделки превысит 24 млрд руб.— это связано как с неоднозначной ситуацией на украинском заводе ТМХ "Лугансктепловоз", так и с вероятным снижением продаж в свете дефицита инвестпрограммы ОАО РЖД. Претендентов на пакет за пределами круга нынешних акционеров ТМХ эксперт также не видит.

Юлия Галлямова

Вся лента