Муниципальная предприимчивость

«Моторостроитель» станет муниципальной управляющей компанией

Городские власти создают собственную муниципальную управляющую компанию (УК) на базе эксплуатационной конторы «Моторостроитель» — для этого были внесены изменения в устав предприятия. Оно будет не только выполнять функции «гарантирующего поставщика», но пытаться вытеснить с рынка частные УК. Эксперты ожидают, что с нынешним тарифом властям будет сложно сделать предприятие рентабельным, и его убытки станет покрывать городской бюджет.

Фото: Роман Балаев, Коммерсантъ

Департамент ЖКХ Перми принял решение изменить устав МУУП ЖЭП «Моторостроитель», дополнив его новым видом деятельности — управление жилым фондом. Изменения в устав внесены и направлены на регистрацию в налоговую инспекцию, рассказали „Ъ“ в департаменте ЖКХ администрации Перми. Ожидается, что после регистрации изменений «Моторостроитель» сможет участвовать в управлении жилым фондом. При этом в департаменте рассчитывают, что муниципальная управляющая компания будет работать не только «на подхвате», обслуживая ветхое нерентабельное жилье или дома, от работы с которыми отказались частные компании, но и с обычными жильем.

«МУЖРЭП „Моторостроитель“ будет работать в рамках существующего законодательства. Переход от прежней УК будет осуществляться в рамках стандартной процедуры, то есть путем голосования собственников жилых помещений или через конкурсные процедуры (если доля муниципальной собственности составляет более 50%, договор управления заключается только с организацией, выбранной по результатам открытого конкурса). Как и любая управляющая компания, муниципальное предприятие пройдет процедуру лицензирования, чтобы иметь право заниматься таким видом деятельности, как управление жилым фондом», — пояснили „Ъ“ в департаменте.

Источник в мэрии не смог спрогнозировать, на какой объем рынка будет претендовать муниципальная УК, но отметил, что жители Перми очень часто проявляют интерес, чтобы перейти на обслуживание в муниципальную УК. По информации „Ъ“, Дмитрий Самойлов поручил своему заместителю Николаю Уханову довести создание УК до конца и каждую неделю на аппаратном совещании отчитываться о работе.

Напомним, мэрия Перми ушла с рынка управления жильем, ежегодный оборот которого сегодня более 25 млрд руб. Сегодня в городе насчитывается 22 млн кв. м жилья, которые обслуживают более 120 частных УК и свыше 1100 ТСЖ и ЖСК.

Городские власти планируют создать свою собственную управляющую компанию уже два года. Решение о ее создании было принято осенью, но не была определена форма структуры — либо муниципальное предприятие, либо ООО со 100-процентным участием муниципалитета. Основной целью создания нового коммунального предприятия является работа с так называемыми «брошенными» другими УК домами — таких в городе около двухсот. Муниципальная УК также будет бороться с нерадивыми управляющими компаниями — брать их жилье путем переголосования жителей.

МУУП ЖЭП «Моторостроитель» является эксплуатационной конторой, которая принимает на свой баланс бесхозные тепловые сети и затем занимается их обслуживанием. Последние годы это предприятие имело скромные финансовые показатели. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка МУП в 2012 году была 188 млн руб., чистая прибыль — 2,9 млн руб. Привлекательность «Моторостроителя» выросла в 2013 году, когда мэрия вернула из аренды частного коммунального оператора «Пермгазэнергосервис» (ПГЭС) 11 городских котельных и отдала их в управление МУЖРЭП. Также это предприятие приняло на себя сети ПГЭС. Сейчас «Моторостроитель» управляет 14 котельными, имеет 36 ЦТП и 250 км сетей. Прогнозная выручка МУП в 2014 году выросла в два с половиной раза — до 540 млн руб.

Однако сейчас принято решение о том, что все сети «Моторостроителя» передаются в аренду Пермской сетевой компании, а по окончании отопительного сезона — и 11 котельных. Один из участников рынка управления жильем, просивший об анонимности, сказал, что у предприятия останется в активе в основном производство плитки, что не сможет покрыть финансовую деятельность МУП. «400 человек нужно чем-то занять, так что можно предположить, что реорганизация МУПа в управляющую компанию — это решение проблемы их занятости. Тариф на обслуживание домов зачастую экономически не обоснован, можно прогнозировать, что вероятные убытки „Моторостроителя“ от нового вида деятельности будут покрываться, как у МУП „Пермгорэлектротранс“, из городского бюджета», — полагает собеседник.

Руководитель Ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт» Александр Зотин вспомнил, что в прежние годы «Моторостроитель» уже занимался управлением жилья: «В нашем ТСЖ они управляли домом по Компросу, 77, и довели его „до ручки“», — сообщил „Ъ“ господин Зотин. По его мнению, экономический смысл работы большинства управляющих компаний — собрать как можно больше денег с собственников жилья и как можно меньше отдать собранных денег на ремонты. «Если они хотят заработать, надо собирать собственников, если не смогут — получать убытки, которые потребуют дотаций. Возникает вопрос, зачем козе баян?».

Вячеслав Суханов

Вся лента