Человечные платформы

Сегодня миллионы людей предлагают друг другу товары и услуги напрямую на онлайновых платформах, у каждой из которых обычно есть мобильное приложение, где одним кликом можно обменять надоевшее платье на новое, сдать в аренду комнату на выходные или взять попутчика по дороге на работу. Владельцы платформ зарабатывают на этом сотни тысяч долларов.

Коммунистический принцип совместного владения ресурсами и общественной собственностью находит новое воплощение в концепции Sharing Economy.

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

Алексей Упатов

"Чтобы встать в шесть утра и успеть выполнить все задуманные планы на день, а не выключить будильник на смартфоне и продолжить спать с ним в обнимку еще пару часов, я зарегистрировался на Будист.ру и оставил заявку на побудку. Звонок ровно в 6:00 следующим утром и чересчур бодрый женский голос не оставляют вариантов: после короткого разговора с незнакомкой я встаю и начинаю свой день. Сегодня много дел: кроме выполнения своих привычных рабочих обязанностей нужно дождаться Анастасию Ф., которую я нашел на YouDo.com для уборки квартиры, встретить Сергея, который приедет по объявлению на Avito.ru о продаже стола с тумбой, и еще одну безымянную даму, решившую купить стульчик для кормления. А также самому выполнить небольшое курьерское поручение за 400 руб., которое я взял на все том же YouDo.com",— это может быть типичный рассказ пользователя C2C-сервисов. Сегодня эта бизнес-модель набирает популярность по всему миру и меняет потребительское поведение людей, а компании, угадавшие тренды на рынке, зарабатывают миллионы. Peer-to-peer, или C2C-бизнес (customer-to-customer, peer-to-peer, или "люди-людям"), работает так же просто, как раньше работал раздел объявлений в газете. На электронной площадке люди напрямую друг другу предлагают разные услуги, выплачивая небольшую комиссию компании, которая ее предоставила.

Освой доску

Первый пример, который приходит в голову,— онлайн-аукцион Ebay, который с 2008 по 2013 год ежегодно удваивал свои доходы. Другой пример — классифайды, или онлайновые доски рекламных объявлений. На Западе первым подобным сервисом стал Craiglist.org, который появился еще в 1995 году в Сан-Франциско. В России самый популярный аналог — Avito.ru, основанный шведским предпринимателем Филипом Энгельбертом. "Мы помогаем людям быстро решать проблемы, связанные с лишними вещами в доме — например, у вас есть стол, который вам до ужаса надоел, вы уже купили новый, но старый очень хорошего качества и выбросить его было бы преступлением. Вы подаете объявление на Avito, и через пару дней или даже часов к вам приезжает покупатель, забирает ненужное и отдает вам деньги за товар. Это прекрасно, больше никакой головной боли! Людям куда интереснее, выгоднее и проще покупать товары друг у друга",— объясняет успех модели господин Энгельберт. Сначала сервис Avito.ru, основанный в 2006 году, работал по принципу интернет-аукциона, но за три года так и не продемонстрировал положительных результатов. В 2009 году компания сфокусировалась на объявлениях и стала безоговорочным лидером российского рынка. По словам Филипа Энгельберта, на сайте зарегистрированы 25 млн пользователей, а ежедневная посещаемость достигает 4,5 млн человек. "Сейчас полным ходом ведутся разработка новых продуктов и развитие важнейших существующих направлений — "Недвижимость", "Авто", "Работа" и "Услуги",— рассказывает он.— Avito зарабатывает за счет дополнительных услуг и рекламы, а также сервиса "Avito Магазин". Доходы компании растут: в 2012 году они составили $30 млн, в 2013-м — уже $75 млн". Для большинства пользователей услуги Avito абсолютно бесплатны. Компания зарабатывает на рекламе пользовательских объявлений, которую оплачивают сами пользователи, если хотят быстрее продать свои вещи. "Мы предлагаем продавцам выделять объявления цветом в общем списке, чтобы покупатели обращали на них больше внимания, размещать так называемые VIP-объявления, которые появляются на страницах результатов поиска с правой стороны. Кроме того, на Avito есть услуга "Премиум-объявление", когда товар показывается пользователям на первых четырех позициях страниц с результатами поиска, также имеются пакеты дополнительных услуг. Другие направления монетизации — это различные рекламные возможности для разного типа бизнеса",— объясняет господин Энгельберт. Он уверен, что C2C-сервисы являются одним из самых динамично развивающихся и перспективных сегментов онлайн-торговли. "Последний пример успеха бизнеса, строящегося по такой модели,— это компания Alibaba Inc. Совсем недавно никто и не знал о ней, а сегодня этот гигант конкурирует с Apple, Microsoft и Google. У аукционной платформы Taobao более 231 млн активных покупателей. Успех и популярность C2C-бизнесов основываются на удобстве, быстроте и, конечно же, простоте работы сервисов",— замечает Филип Энгельберт.

Будист.ру — редкий пример российского сервиса, который начали клонировать на Западе, а не наоборот. Нынешней осенью компания запустила проект на английском языке в шести странах (США, Канада, Великобритания, Ирландия, Гонконг, Сингапур) под названием Wakie. "Сегодня у нас уже больше 1,7 млн пользователей со всего мира, которые сделали больше 30 млн звонков,— рассказывает один из основателей проекта, Татул Аджамян.— С точки зрения восприятия проекта людьми мы не видим разницы между пользователями из англоговорящих стран и России. Суть нашего проекта в том, что люди со всего мира помогают друг другу проснуться в хорошем настроении. Это здорово работает, потому что, как говорит мой брат и партнер Грачик (Грачик Аджамян, сооснователь Будист.ру.— "Ъ"), "you can`t snooze a live person" ("невозможно выключить живого человека, как будильник".— "Ъ"). К тому же нам помогает то, что, когда мне в Москве пора просыпаться, у Грачика в Америке вечер". В ближайшие два-три года Будист.ру планирует поднять инвестиционный раунд у американских фондов, локализовать сервис на крупнейшие языки и запустить Wakie. "В самом приложении появятся новые, очень интересные функции, в том числе в части взаимодействия пользователей друг с другом через нашу платформу",— обещает Татул.

Еще один российский проект, Leadscanner, изначально задумывался для малого и среднего бизнеса. Сервис ежедневно анализирует миллионы публичных сообщений пользователей в социальных сетях. "В основе сервиса — наши специальные лингвистические алгоритмы, которые позволяют выделить среди огромного потока сообщений те, в которых люди пишут о своих интенциях (желаниях, потребностях), связанных с определенными услугами или товарами,— объясняет руководитель проекта Василина Вдовина.— По сути, все эти авторы — потенциальные клиенты для бизнесов из соответствующих отраслей. Нужно просто аккуратно предложить им услуги, которые они ищут". Оказалось, что Leadscanner подходит и для C2C-сегмента. Пользователи могут находить клиентов в 14 областях: организация путешествий, изучение языков, услуги репетиторов, врачей, стоматологов, юристов, финансовые услуги, ремонт компьютеров, услуги фотографов и видеооператоров, услуги по подбору персонала и бытовому ремонту и др. "В основном это частные предприниматели, работающие сами на себя, или небольшие компании",— объясняет госпожа Вдовина. По ее мнению, покупатели будут становиться все требовательнее и ленивее. "Уже сейчас мы наблюдаем, что многие предпочитают написать во "ВКонтакте" или Facebook, например, что они ищут строительную бригаду или репетитора по английскому, и получить тут же предложения, чем осуществлять активный поиск, просматривая сотни сайтов или объявлений. Социальные сети начинают превращаться в каком-то смысле в те самые доски объявлений",— замечает она. Сегодня Leadscanner зарабатывает, беря оплату за лид потенциального клиента. Стоимость одного лида — 30 руб. "Сейчас мы тестируем и модель подписки на безлимитный доступ к потоку лидов. В следующем году планируем выйти на англоязычные рынки, где конкуренция в этой области только зарождается",— делится Василина Вдовина.

Право на труд

Один из основателей онлайн-сервиса YouDo, Денис Кутергин, вспоминает, что еще два-три года назад P2P-модель среди венчурных фондов считалась самой перспективной. "С учетом экономических кризисов и перераспределения моделей потребления прогнозировалось, что проекты, которые станут платформами для взаимодействия людей по P2P-модели, ближайшие, как минимум, пять лет будут очень востребованными. На деле все получилось немного по-другому и успешных проектов в мире, по крайней мере в сфере бытовых услуг, не так много". Сам проект YouDo довольно успешен. С помощью YouDo пользователи могут найти себе исполнителя какой-нибудь работы (например, бытовой ремонт, доставка, переезд и т. д.) или самим стать исполнителями и получить дополнительный источник заработка. По словам господина Кутергина, на сайте зарегистрированы 30 тыс. пользователей, ежедневно публикуется тысяча новых заданий, а доходы компании ежегодно удваиваются. YouDo списывает 15% от стоимости заказа с личного счета исполнителя. "Проблема в том, что самый большой противник рынка — правовая база. В отличие от Запада, у нас нет юридического понятия самозанятости, а оплата между физическими лицами запрещена". Чтобы не стать объектом внимания налоговых органов, Денис Кутергин советует устраниться от трансакций между пользователями, ограничившись предоставлением удобной площадки. "Хотя для самих пользователей было бы удобнее, если бы трансакции шли через нас: для пользователей мы являемся гарантом, что они не будут обмануты",— замечает господин Кутергин. По признанию Татула Аджамяна, для Будиста.ру одна из главных трудностей — дороговизна телекома. "Так, нам дешевле из Москвы позвонить в США, чем в соседнюю Беларусь. Чем развитее инфраструктура страны, тем дешевле там телеком. Другая сложность — это слаборазвитая финансовая система: пока мало людей пользуются картами для микроплатежей. Но все сложности преодолимы, нужно только время и гибкие подходы. Так, например, с развитием сетей 4G и выше стоимость GSM-звонков становится некритичной".

Пользоваться, а не владеть

Пользователи не ограничиваются продажей услуг и товаров друг другу. Онлайновые и мобильные платформы помогают движению на разумное и ответственное потребление, которое сильно в развитых странах — США, Скандинавии, кое-где в Европе. Этот тренд создает новый тип экономики — Shared Economy, или экономику совместного потребления, по правилам которой людям уже не очень хочется владеть вещами, они готовы брать их во временное пользование и передавать другим. Патрик Регард, глава стратегического маркетинга Ericsson и руководитель лаборатории Networked Society, уверен, что появление новых сервисов и развитие "облачных" технологий в корне меняет парадигму "владение-пользование": потребители все больше отдают предпочтение форматам аренды, подписки или временного пользования, будь то медиа, ПО, машины или квартиры. "Таким образом, появляются новые бизнес-модели, целые отрасли, в основе которых технологии, соединяющие общество. Сегодня мы говорим о развитии экономики совместного потребления. Интернет позволяет легко обмениваться информацией и открывает возможность не приобретать в собственность транспорт и другие вещи, пригодные для совместного использования",— замечает он. Патрик Регард приводит в пример всем известные Airbnb и Uber, которые работают по этой модели. По его словам, идея совместного использования автомобилей и велосипедов кажется привлекательной двум третям пользователей смартфонов. "Однако это только верхушка айсберга: существует целый ряд платформ и проектов, предлагающих вам возможность поделиться чем-то. Например, такие сервисы, как yerdle.com, меняют специфику товарооборота в принципе. Я уверен, что мы находимся только в начале новой эры экономики совместного потребления. Распространение технологий стимулирует дальнейшие инновации, полностью меняя модель потребления и владения".

Именно в соответствии с этим принципом работают AirBNB и HomeAway, транспортные стартапы категории Driveshare (ZipCar, ZimRide — для водителей, готовых взять попутчиков за небольшую плату) и т. д. Один из самых горячих трендов — carsharing-сервисы типа Getaround, которые позволяют автовладельцам сдавать свои машины в аренду другим водителям на несколько часов или даже недель.

Yerdle.com — американский стартап, запущенный в ноябре 2012 года. Пользователи Yerdle обмениваются своими вещами совершенно бесплатно, причем не только ненужным хламом, но и, например, дорогой техникой, которая по каким-то причинам им больше не нужна. Заявленная миссия стартапа — снизить количество покупок новых вещей на 25%. Пока стартап работает только на территории США, которые, похоже, являются теперь и колыбелью peer-to-peer платформ.

"Большинство людей признают, что совместное потребление — это реальность, поэтому экономика должна начинать думать о том, как адаптироваться к этой новой реальности. Думаю, что такой основной показатель эффективности экономики страны, как ВВП, должен быть пересмотрен. ВВП должен быть реформирован, чтобы отражать новые возможности, которые приносят ИКТ, влияя на рост экономики. ИКТ-решения позволяют сотрудничать в области экономики и добиваться больших результатов при использовании меньшего количества ресурсов. Это повлечет за собой корректировку расчета ВВП с учетом ключевых факторов",— считает господин Регард.

Одна из главных проблем совместного потребления — проблема доверия, которая, возможно, станет серьезным препятствием для развития рынка в России. Даже более традиционный сегмент в мире P2P-бизнеса — микрокредитование — в нашей стране пока не столь популярен. Если пионер P2P-кредитования британский проект Zopa привлекает инвестиции на сотни миллионов долларов, то в России вообще подобных сервисов всего несколько и все они страдают от отсутствия правовой базы: поскольку пользователи-кредиторы не являются юридическими лицами, то у них нет должных инструментов для взыскания долгов.

Однако Филип Энгельберт уверен, что развитие C2C-платформ уже не остановить, тем более во время экономического кризиса. "Это рынок безграничных возможностей. Даже в критические моменты мы обычно только выигрываем: можно вспомнить 2009 год, который стал для нас отличным стартом. Тогда из-за кризиса люди не спешили тратить деньги на новые вещи и в то же время стремились заработать на чем-то. Avito стал для них площадкой, где можно мгновенно продать ненужные товары, сразу же приобрести необходимое по выгодной цене и даже заработать дополнительные деньги". Татул Аджамян смотрит еще глубже и считает, что C2C-модели смогут занять ниши, которые для B2C-бизнесов сложны или даже недоступны. "Каста в Индии или деревня в Казахстане, где все друг друга знают и придерживаются строгих общественных правил, могут лучше друг друга застраховать на случай несчастий. Они просто собирают с миру по нитке, когда сородич попадает в беду. При этом страховые компании бы туда просто не смогли зайти. Интернет дает большие возможности в этой области".

Вся лента