Форекс пожимает плечами

Внебиржевая торговля валютой обросла ограничениями ко второму чтению

Сегодня Госдума рассматривает во втором чтении законопроект о рынке внебиржевой торговли валютой (форекс). Вхождение рынка форекс в регулятивное поле идет трудно: с момента первого чтения законопроекта прошло почти полтора года. За это время в законопроекте появилось положение, которое должно защитить граждан--клиентов форекс-компаний от слишком быстрой потери средств. В форекс-компаниях считают планируемое ограничение чрезмерным.

Фото: Илона Грибовская, Коммерсантъ

Сегодня Госдума рассматривает во втором чтении законопроект о профессиональной деятельности на рынке форекс. Проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"... (в части правового регулирования дилерской деятельности на внебиржевом рынке форекс)" был принят Госдумой в первом чтении еще 11 июня 2013 года. Однако к тексту законопроекта был ряд замечаний, в частности, критически о нем высказывался первый зампред ЦБ Сергей Швецов, отмечая, что он слабо защищает права граждан--клиентов форекс-дилеров. Ко второму чтению в тексте законопроекта появился ряд поправок, которые вчера обсуждались участниками рынка на круглом столе в Центре регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий (ЦРФИН). Эта организация претендует на роль саморегулируемой организации (СРО) для форекса, после того как этот в настоящее время не регулируемый рынок перейдет под надзор и регулирование ЦБ.

Наиболее бурно вчера обсуждалось положение законопроекта, устанавливающее для форекс-дилеров лимит кредитного плеча, то есть максимальное соотношение средств клиента и заемных, предоставляемых форекс-дилером. "Сейчас такого лимита нет,— поясняет управляющий директор "Форекс Клуба" Илья Волков.— Отношения компании и клиентов по поводу кредитного плеча регламентируются правилами совершения операций". Проект закона предлагает ограничить максимальное плечо соотношением 1:50.

Участники рынка форекс считают такое плечо недостаточным. "Определение максимального размера кредитного плеча на уровне 1:50 значительно снизит привлекательность операций на розничном рынке форекс для большей части клиентов",— уверена член правления ЦРФИН Ульяна Власенко. "Кредитное плечо 1:50 не вполне соответствует реалиям рынка. Так, один из наиболее популярных инструментов — это валютная пара доллар--евро. Весь этот год и конец прошлого волатильность этого инструмента находится на самых низких уровнях за всю историю существования евро, соответственно, риски тоже низкие, что дает возможность заработать и вызывает интерес у инвесторов. Низкое плечо, в свою очередь, этот интерес снижает",— считает господин Волков. "Рынок только начинает путь как регулируемый и сразу попадает в не очень конкурентоспособные условия. На срочном рынке есть плечи и более 1:50, и он прекрасно регулируется",— говорит вице-президент TeleTrade Дмитрий Дригайло.

Между тем сравнение отдельных параметров биржевого рынка и рынка форекс некорректно, так как не учитывает системных различий этих рынков, в том числе по риск-параметрам, указывают участники биржевого рынка. Так, ни один биржевой брокер не предоставляет своему клиенту плечо 1:50, даже при маржинальной торговле брокерское плечо обычно составляет 1:3 (причем неквалифицированный инвестор, то есть физлицо, не получит даже его). Дальнейшее увеличение плеча происходит за счет биржи: так как на момент выставления заявки у клиента может быть 10-15% от требуемых средств (условие частичного преддепонирования), остальное фактически предоставляет биржа в кредит. Однако уже на момент расчетов по сделке (на следующий день для валютного рынка и через два дня для остальных) этот "кредит" должен быть "погашен" — средства должны быть предоставлены полностью. "Нормальное плечо — это 1:20, как установлено на Московской бирже,— считает управляющий директор инвесткомпании "Ай Ти Инвест" Владимир Твардовский.— С плечом 1:50 при неблагоприятном движении курса на 1% клиент может потерять почти все средства на своем брокерском счете". "Чем выше плечо, тем быстрее и вероятнее потеряешь деньги. В той модели бизнеса, где компания получает весь депозит клиента в случае, если он проиграл, ей выгодно, чтобы это случилось быстрее",— полагает гендиректор компании "Открытие Брокер" Юрий Минцев.

Мария Яковлева, Иван Кузнецов

Вся лента