Дебют в шесть рук

Том Век впервые выступил в Москве

Гастроли поп

В клубе "Б2" сыграл не слишком известный английский музыкант Том Век, автор изобретательного и остроумного инди-попа, который, как выяснилось, тем не менее знают в далекой России. Рассказывает БОРИС БАРАБАНОВ.

На фоне разговоров о кризисе гастрольного рынка и об отсутствии средств у меломанов появление в Москве таких персонажей, как Том Век, кажется чем-то совсем противоестественным. Даже в более денежные времена этот лондонский артист второго-третьего эшелона, записавший три альбома за десять лет, если и мог у нас появиться, то только в какой-либо фестивальной обойме или же приехать на спонсорскую вечеринку. Выступление Тома Века в "Б2" произошло против всех правил — в понедельник и в отсутствие каких-либо видимых признаков спонсорской поддержки. Никакого восточноевропейского турне: тремя днями раньше он выступал в Токио. Может быть, концерт подгадали под пересадку в Москве по дороге обратно в Англию. В любом случае коммерческий успех мероприятию не грозил. Но для старых друзей концертной площадки стал приятной неожиданностью.

Клуб "Б2", за редким исключением, давно ротирует предсказуемую обойму русских артистов. С тех пор как обозреватель "Ъ" был здесь в последний раз, концертный зал на четвертом этаже лишился большей части столиков, вход в уютный дополнительный бар заколотили фанерой, а зрительская зона у звукорежиссерского пульта теперь перетянута угрожающего вида цепями, отсекающими обычных зрителей от редких привилегированных. Правда, в танцпартере все же собралась публика, готовая внимать неочевидному британскому гостю, и она оказалась вознаграждена.

Ироничный и многоликий Том Век на данном историческом этапе раскручивает свежий диск "Luck" и в сопровождающей его видеопродукции предстает этаким университетским ботаником в очках — похожий образ, например, культивируют Элвис Костелло и Риверс Куомо из Weezer. При этом концертный состав Тома Века — это три человека, выдающих густой звук, в котором электроники меньше, чем можно ожидать, зная саунд пластинок. Перед песней "Aroused", стартующей с коротких синтезаторных акцентов, Том Век даже пошутил насчет того, что некоторые звуки непонятно откуда берутся. Однако ни в коем случае нельзя было заподозрить ансамбль в том, что большая часть работы сделана машиной. В смысле живости звучания Том Век превзошел все ожидания. В его репертуаре много довольно привязчивых мажорных мелодий, и, кажется, он даже пожертвовал какой-то частью их обаяния в пользу пружинистого, четкого звука.

Певец аккомпанировал себе по очереди то на гитаре, то на басу, обходясь без помощи гитарного техника: группа явно приехала в минимальном составе, без ассистентов, утяжеляющих гастрольный бюджет. Клавишник тоже иногда брал в руки гитару, а барабанщик добавлял к звуку традиционных ударных стук электронной перкуссии. В первой половине концерта группа Тома Века играла, как The Police, которым закачали немного электронного ботокса, а с середины концерта трио вошло в раж, сравнимый с лучшими группами стадионного танцевального рока последнего десятилетия. И главным действующим лицом неожиданно оказался барабанщик, ближе к финалу заставивший вспомнить героя недавнего меломанского кинохита "Одержимость".

Под конец неясно было, то ли сожалеть о том, что концерт увидело так мало людей, то ли радоваться, что такие вещи вообще еще происходят. Тому Веку удалось раскачать немногочисленную публику по максимуму. Никто не мог заподозрить, что в активе этого музыканта есть активная фанатская группировка в России, а после этих гастролей он смело может рассчитывать на продолжение. Если, конечно, будут удобные рейсы из Токио.

Вся лента