Любовь под пулями

В Москве открылся "Артдокфест"

Фестиваль кино

Фильм «На пороге страха» доказывает, что даже маленькая человеческая жизнь больше, чем глобальный израильско-палестинский конфликт

Фото: russia-film.com

Сегодня в Москве в кинотеатрах "Горизонт" и "Фитиль" начинается "Артдокфест", к которому в этом году приковано особенное внимание. О его программе и фильме открытия — АНДРЕЙ ПЛАХОВ.

Повышенный интерес к фестивалю обусловлен беспрецедентным жестом министра культуры Владимира Мединского, который отказал в поддержке любых проектов Виталия Манского, известного режиссера-документалиста и руководителя "Артдокфеста". Причиной отказа стали якобы антигосударственные высказывания господина Манского. Как сказано в связи с этим в письме правления Киносоюза президенту РФ, это "первый случай за 23 года (с 1991-го) в современной истории России, когда не только значительному культурному форуму, но и ведущему российскому кинематографисту отказано в государственной поддержке по политической причине вследствие субъективной оценки государственного чиновника".

Тем не менее "Артдокфест", хоть и без господдержки, продолжает жить — и не только в Москве, но также в Петербурге и Риге. Главные программы фестиваля — конкурс, "Среда", "Украина — не Россия"; в рамках последней будут показаны картины разных лет — от "Симфонии Донбасса" Дзиги Вертова до премьерного "Майдана" Сергея Лозницы. Специальным событием станет "Армянская ночь", составленная из фильмов Арутюна Хачатряна "Бесконечное бегство, вечное возвращение" и "Книга" Виталия Манского — оба рассказывают о жизни армянского народа, рассеянного по миру. Жюри конкурса возглавит Александр Митта, а в его состав войдут Андрей Бильжо и Константин Богомолов.

Несколько конкурсных картин посвящены жизни российской глубинки, показанной без прикрас, но с несомненным сочувствием. Это "Мужской выбор" Елены Демидовой, "Ферма" Андрея Шабаева, "Звизжи" Ольги Привольновой, "На краю" Анны Шишовой, "Грумант. Остров коммунизма" Ивана С. Твердовского, "Поди туда — не знаю куда, найди то — не знаю что" Сережи Кузнецова. Некоторые из этих фильмов сняты в копродукции, другие — как "Гости" Алексея Суховея или показанный недавно в Амстердаме "Человек живет для лучшего" Ханны Полак — целиком спродюсированы европейскими странами. Включена в конкурс "Артдокфеста" и еще одна амстердамская лента — "Олина любовь" Кирилла Сахарнова — о личной жизни и общественной борьбе активистки ЛГБТ.

Две конкурсные картины — обе в жанре документального фарса — посвящены непризнанным республикам Приднестровья ("ПМР" Миэлиса Муху и Кристины Норман) и Донбасса ("ДНР. Удивительная история о самодельной стране" Энтони Баттса). Существование этих анклавов, насыщенное атрибутами советского китча и антиевропейской паранойей, прослеживается авторами без пафоса и с отменным чувством юмора. С недавними украинскими событиями так или иначе связаны многие фильмы конкурса: "Киев--Москва" Елены Хоревой, "Я — ФЕМЕН" Алена Марго и коллективная работа "Евромайдан. Черновой монтаж".

Уже по названиям понятно, что программа состоит из остроактуальных фильмов. У них наверняка найдутся не только энтузиасты, но и оппоненты. В заявлении профессиональной Гильдии неигрового кино и телевидения говорится о насаждаемой атмосфере нетерпимости, о том, что "в интернете стали формироваться батальоны добровольцев, готовых нас "расстрелять"". Речь идет о документалистах, которые не занимаются пропагандой, а критически высказываются о действительности. "Артдокфест" организует в рамках фестиваля круглый стол на тему "Вовлеченность или нейтралитет. Место документалиста на войне?" с прямой трансляцией в интернет.

Откроется фестиваль фильмом "На пороге страха", который может считаться образцом высокого искусства документалистики. Эта работа стала последней в творчестве латышского режиссера-классика Герца Франка, она завершена после его смерти Марией Кравченко. В фокусе камеры — история любви мужчины и женщины, это та любовь, которая с самого начала зарифмована с кровью. Игаль Амир — израильский правый радикал, убийца премьер-министра Рабина, самый охраняемый заключенный в стране, пожизненный узник. Лариса Тремболвер — репатриантка из России, интеллектуалка, мать четверых детей, чья жизнь резко изменилась после того, как в нее вошел этот человек. Их союз, сначала виртуальный, потом становящийся все более реальным, вызывает жестокие пересуды, негодование, ненависть, на их ребенке стоит печать проклятия. Но любовь побеждает все.

Герц Франк с удивительным тактом, терпением, мудростью отслеживает этапы этой тяжелой истории, отнюдь не игнорируя ее политический контекст, но показывая, что человеческая жизнь не вписывается в нормативы и правила противостояния, что она больше, чем даже такой глобальный феномен, как израильско-палестинский конфликт. Единственное, что может соперничать с силой человеческого чувства,— мощь природы, вот почему в картине Франка так много кадров дышащей этой мощью земли, щедро поливаемой кровью тех, кто не умеет ее поделить.

Вся лента