"Мне нравится создавать одежду, которая бы придавала уверенность"

Стелла Маккартни, дизайнер и совладелец Stella McCartney

Неделю назад в Москве официально открылся флагманский магазин марки Stella McCartney — в гостинице "Метрополь", с видом на ЦУМ и Малый театр. Еще до приезда в Москву Стелла Маккартни, дочь известного музыканта и чрезвычайно успешный дизайнер, рассказала о собственном стиле и о том, как важно в модном мире начинать карьеру с самой простой работы.

— Как вы обычно работаете над новой коллекцией? У вас уже есть какой-то определенный женский образ в голове и процесс напоминает больше игру в одевание или это в чистом виде дизайн ради дизайна?

— Как бренд, мы стараемся отражать то, что происходит в мире вокруг нас, поймать атмосферу, поэтому для нас важно быть представителем миллионов женщин вместо того, чтобы искусственно выделить какую-то одну, сделав ее образ отправной точкой для создания коллекции.

Когда я начинаю создавать коллекцию, то задумываюсь о дизайне каждого отдельного предмета, нежели образа в целом. Я вообще не тот дизайнер, который любит придумывать все сразу — с ног до головы. Для меня каждый предмет гардероба — это отдельный, цельный объект. Интересны мне и психологические аспекты того, чем я занимаюсь. Меня вдохновляет то, как женщина или мужчина выбирают, что им носить, и как эти вещи поднимают настроение, в этих вещах всегда удобно. Об этом я и стараюсь думать.

— Считаете ли вы, что женщина в одежде Stella McCartney должна привлекать к себе внимание окружающих?

— На мой взгляд, любая женщина, выбирающая одежду моей марки, естественно сексуальна, самодостаточна и современна. Мне, конечно, нравится делать одежду, которая добавляла бы людям уверенности в себе, делала их счастливыми. Мне искренне хочется, чтобы Stella McCartney давала женщинам возможность ощущать себя сильными, женственными, сексуальными и яркими; но здесь мне скорее важно не то, что о них будут думать другие, а то, что испытывает женщина, носящая сделанную мною одежду.

— Будучи вегетарианкой, вы никогда не использовали в своих коллекциях натуральный мех и кожу. Привело ли это к постоянному поиску новых материалов? Используете ли вы только "органические" ткани и те, что можно потом переработать?

— Около 50 млн животных ежегодно приносятся в жертву модной индустрии. Фабрики, производящие кожевенные и меховые изделия, также вносят свою лепту в изменение климата, потребляя огромное количество воды, энергии, меняя облик целых областей, вырубая леса, загрязняя океаны... В наше время существует множество вариантов замены, к примеру, кожаных аксессуаров. В качестве заменителей кожи мы использует ткань на основе полиуретана (не поливинилхлорида), производимую в Италии, а также бархат, различные виды хлопка, лен, рафию, полученную без ущерба для окружающей среды шерсть, перерабатываемый нейлон... В конце концов, это дает возможность свободно экспериментировать.

Что касается обуви, то, поскольку мы не используем кожи животных, пришлось полностью пересмотреть процесс ее производства, что привело к его 30-процентному удорожанию. Нельзя резать новые материалы так, как режут кожу, они по-другому натягиваются на болванку, для придания им формы нельзя использовать температурные режимы для кожи, не подходят клеи. Большинство типов резины, которые мы используем для производства подошв, биоразрушаемые. А на одежду идут так называемые органические ткани, в процессе производства которых не был нанесен вред окружающей среде, к примеру шерсть из Патагонии.

— Есть ли что-то еще кроме изделий из натуральной кожи и меха чего не может оказаться на женщине, носящей одежду Stella McCartney?

— Все женщины разные, и мне кажется, что важнее не то, что есть какие-то предметы, которые не стоит носить, а то, что следует одеваться индивидуально и только в то, что дает ощущение уверенности в себе.

— В модном бизнесе вы практически 20 лет. Что в нем изменилось за эти годы?

— Я всегда говорила, что не хочу огромной компании, но время идет — и шаг за шагом мы выстроили уже достаточно крупный бренд. Мне бы хотелось, чтобы и спустя годы он следовал тем же принципам, что сейчас. Мне хочется в итоге сделать его сильным, посвященным тем женщинам, которые его любят.

— Начиная свою карьеру в моде в 15 лет, вы работали ассистентом в офисах марок и, к примеру, готовили и приносили чай команде дизайнеров. Потом стажировались в ателье на Сэвил-Роу. И только после этого основали собственную марку. Считаете ли вы, что модную карьеру нужно начинать с самого низа?

— Несомненно. Иначе невозможно ничему научиться. Мода основывается на опыте, возможности ставить себе сложные задачи, учиться на своих ошибках. Я проходила стажировку не только в дизайнерских отделах компаний, но и в пресс-офисе, и в коммерческих службах. А стажировка в ателье на Сэвил-Роу научила меня определять границы между мужественностью и женственностью, и это стало частью ДНК моего бренда. Желание добиться успеха и желание заниматься любимым делом — это главное.

— Делая, к примеру, спортивную коллекцию Stella McCartney для Adidas или детскую линию, опираетесь ли вы преимущественно на собственный опыт?

— Сотрудничество с Adidas получилось вполне естественным и для Stella McCartney, и для меня лично. Большинство людей, которых я знаю и с которыми встречаюсь по работе, заботятся о своем здоровье, поддерживать которое в норме, на мой взгляд, помогает здоровый образ жизни. Эта одежда как раз предназначена для занятий спортом, от пробежек по утрам вместе с собакой до занятий триатлоном.

Что касается детской коллекции, то я всегда о ней думала. И когда появились свои дети, ее создание приобрело еще больший смысл.

— Когда вы создаете коллекцию, задумываетесь ли вы о последующих продажах? Нужно ли вам вообще вникать в подобные отчеты?

— Если я и думаю о чем-то в этом роде, то скорее о том, что если женщина захочет какой-то предмет одежды, то она его купит и будет носить. И только это имеет значение.

— Доли компании Stella McCartney разделены между вами и группой Kering (бывшая PPR, в нее также входят Gucci, Saint Laurent Paris, Bottega Veneta, Balenciaga, Brioni и другие) 50 на 50. Это нехарактерно для модного мира, в котором обычно большая часть принадлежит инвестирующей группе. Как так получилось?

— Для меня сохранение контроля над маркой было принципиальным моментом при обсуждении возможностей нашего взаимодействия. Я видела много дизайнеров, у которых возникали проблемы из-за того, что они оказывались подконтрольными управляющей компании, и хотела защитить себя от этого.

— Насколько сейчас вам важна поддержка такой большой группы, как Kering?

— Крайне важна. К примеру, мы можем делать обувь высочайшего качества не из натуральной кожи на одной из лучших фабрик Италии.

Беседовал Александр Щуренков

Вся лента