Связь уперлась в бизнес-центры

Ситуация с заполняемостью в сегменте бизнес-центров ухудшается: эксперты констатируют, что предложение значительно превышает спрос. Закрытием офисов и сокращением арендуемых площадей коммерсанты реагируют на экономическую обстановку в стране. На этом фоне операторы теряют прибыль, и в попытках удержать корпоративных клиентов они начинают предлагать дополнительные скидки и активнее внедрять виртуальные сервисы.

Среди трендов на телекоммуникационном рынке в сфере коммерческой недвижимости можно выделить рост интереса к виртуальным услугам

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Денис Кусков, руководитель ИАА Telecom Daily, утверждает, что поведение корпоративных клиентов значительно изменилось на фоне экономических потрясений. "Малый и средний бизнес очень четко чувствует подобные изменения. Часть компаний закрыла офисы и работает по домам, тем самым перейдя с корпоративных тарифов на тарифы для физлиц. Большего внимания сейчас заслуживают у подобных людей виртуальные услуги с возможностью переадресации звонков. Те, кто остался в офисах, стараются минимизировать свои траты на телекоммуникационные услуги", — рассказывает он.

С этим мнение солидарен и генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин, который ранее говорил "Ъ" о том, что сокращение рынка в b2b-сегменте было ожидаемым, так как нынешняя ситуация очень напоминает кризисные события 2008 года. "В Петербурге это проявляется особенно ярко, так как b2b-клиенты очень рьяно принялись за сокращение расходов на услуги связи, начали экономить на всем, полетели головы и бюджеты", — говорит господин Брюквин.

В компании "Смарт Телеком" констатируют, что спад и негативные настроения в экономике неизбежно повлияли и на рынок b2b в телекоме. "Основной неблагоприятный момент заключается в том, что многие организации просто прекращают свою деятельность. Количество расторжений договоров по причине прекращения деятельности предприятия существенно увеличилось. Предприниматели закрывают свой бизнес и высвобождают занимаемые площади", — подчеркивает оператор.

Про то, что клиенты уходят из бизнес-центров, ранее говорил и генеральный директор компании "Обит" Андрей Гук. По его словам, множество площадей в бизнес-центрах пустует. "Особенно это касается новых объектов. Арендаторов просто нет. Везет тем, в чьи объекты въезжают структуры "Газпрома", которые занимают много помещений. Если в торговых центрах есть хотя бы ротация, то в бизнес-центрах ротации нет, там просто некому меняться. Иными словами, сейчас все операторы, работающие на рынке связи для коммерческой недвижимости и вложившие деньги в строительство сети для новых бизнес-центров, сидят и ждут, когда ситуация изменится, так как сейчас их деньги, грубо говоря, не отбиваются. Инвестиции в одно здание в зависимости от вида работ, размера здания и многих других показателей начинаются от полумиллиона рублей и заканчиваются десятью миллионами рублей", — рассказывает господин Гук.

Тренды

Эксперты выделяют несколько трендов на рынке телекома. В частности, по словам господина Кускова, среди трендов на телекоммуникационном рынке в сфере коммерческой недвижимости можно выделить рост интереса к виртуальных услугам, увеличение интереса к SaaS-решениям, а именно к программному обеспечению в аренду. "Кроме того, все чаще можно видеть, как телекоммуникационные компании предоставляют дополнительные скидки клиентам, чтобы удержать их", — констатирует господин Кусков.

В "Смарт Телекоме" говорят, что к трендам можно отнести то, что предложения на рынке аренды в бизнес-центрах превышают спрос, как следствие — арендаторы стали более требовательны к качеству и набору сервисов. "И телекоммуникационные услуги — не исключение. Помимо этого, управляющие компании стали чаще уделять внимание порядку телекоммуникационной инфраструктуры, стали приводить в порядок СКС и структурировать взаимоотношения с операторами. Со стороны клиентов можно отметить такой тренд, как перевод голосового трафика в IP, активное развитие современных телеком-решений. Виртуальные АТС и иные интеллектуальные сервисы прочно заняли свою нишу и переходят из разряда дополнительных сервисов в список основных предложений операторов", — говорят в компании "Смарт Телеком".

Как ранее сообщал Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент", с учетом общей сложной ситуации в экономике и тренда к оптимизации издержек и сокращению расходов определенные коррективы на рынке корпоративной связи, вполне вероятно, будут наблюдаться. "Вместе с тем в себестоимости услуг операторов коммерческой недвижимости затраты на связь занимают незначительную долю, поэтому вряд ли стоит ожидать заметного сокращения спроса в этом сегменте. К тому же необходимо принять во внимание, что на текущем этапе наличие современной телекоммуникационной инфраструктуры является важным конкурентным преимуществом — и ее ухудшение может означать потерю рыночных позиций", — подчеркивает он.

Проблемы и прогнозы

По просьбе Guide участники рынка и независимые эксперты рассказали о том, какие проблемы на рынке телекома представляются им наиболее острыми, а также дали несколько прогнозов на конец этого года и на 2015 год.

Господин Кусков говорит, что основной проблемой для операторов рынка является сокращение объема услуг, а значит, и выручки. "Необходимо варьировать услуги, чтобы минимизировать потери. Кроме того, к значительным трудностям стоит отнести отсутствие инвестиций в развитие бизнеса", — заключает он.

В "Смарт Телекоме" к явной проблеме относят рост затрат на оборудование и на аренду кабельной канализации у "Ростелекома". "Тарифы монополии только растут", — печалятся в компании.

Что же касается прогнозов, то в компании "Смарт Телеком" считают, что развитие рынка в 2015 году не будет кардинально отличаться от нынешней ситуации. "Мы прогнозируем небольшой рост рынка, в пределах 3-4 процентов в год. Что касается сделок M&A, то они, безусловно, будут. И "Смарт Телеком" как активный покупатель активов также планирует проведение нескольких сделок", — сообщили в компании.

По мнению господина Кускова, ситуация складывается таким образом, что мелким компаниям будет еще тяжелее, поэтому они будут либо объединяться, либо исчезать. "Возможно, что часть из них купят крупные компании. Но основной поток сделок был в 2011-2012 годах. И серьезных строек я сейчас не предвижу, так как многие развиваются на привлеченные деньги. Сейчас, когда процент по кредитам растет, конечно, это не улучшает ситуацию, особенно если у компаний уже имеется серьезная долговая нагрузка", — заключает господин Кусков.

По прогнозу господина Брюквина, в лучшем случае по итогам года рынок выйдет "в ноль" по сравнению с 2013 годом, поскольку в первом полугодии 2014 года он все же довольно активно рос. "Однако экономическая ситуация и действия клиентов загоняют рынок телекома в минус, поэтому вполне вероятно и то, что по итогам года объемы рынка сократятся", — высказался господин Брюквин.

Сейчас в Петербурге услуги ШПД предоставляют около 100 компаний — как локальных игроков, так и операторов федерального уровня. При этом усиливается конкуренция и со стороны сотовых операторов. Среди лидеров регионального рынка можно выделить такие компании, как InterZet, "Ростелеком", "ПиН Телеком", "Вымпелком" (торговая марка "Билайн"). Если говорить о коммерческой недвижимости, то, по словам экспертов, крупнейшими игроками-провайдерами в Петербурге являются "ВестКолл", "Обит", "Смарт Телеком", "Мегафон", "Билайн".

Юлия Чаюн

Вся лента