Правила игры

освещает корреспондент отдела финансов Мария Яковлева

Похоже, несколько участников пенсионного рынка испытывают недостаток витамина D. Иначе как объяснить тот факт, что буквально в течение месяца сразу три негосударственных пенсионных фонда сменили названия, добавив в них немного "солнца". Так, НПФ "Ренессанс Жизнь и пенсии" ныне именуется "Солнце. Жизнь. Пенсия", а НПФ "Сберфонд РЕСО" — "Сберфонд Солнечный берег". Во вторник же 2 декабря НПФ Промышленно-строительного банка (ПСБ) также вошел в тренд: совет фонда принял решение переименовать НПФ в "Солнечное время".

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

Сокращение светового дня, конечно, влияет на всех, но вряд ли бенефициары этих фондов потянулись к свету независимо друг от друга. Все названные фонды участники рынка связывают с именем банкира Анатолия Мотылева (основного акционера банка "Российский кредит"). В управляющие органы всех трех НПФ входят одни и те же люди, акционерами являются выходцы из банков, к которым имеет отношение господин Мотылев (так, например, один из акционеров НПФ "Солнце. Жизнь. Пенсия" Андрей Куликов ранее входил в топ-менеджмент "Российского кредита"). Однако официально господин Мотылев входит в состав бенефициаров только одного из "солнечных" фондов — "Сберфонд Солнечный берег", связь банкира с двумя другими НПФ по-прежнему упорно отрицается. И столь же последовательно фонды, формально не связанные общим владельцем, формируют "солнечную систему" брендов.

"Видимо, у владельцев есть свои причины не раскрывать аффилированность структур. Объединение же фондов под зонтичным брендом — это, полагаю, шаг к слиянию нескольких НПФ в один или к усилению их интеграции. Для того чтобы впоследствии это слияние не озадачило клиентов, фонды связывают солнцем",— предполагает один из моих собеседников из числа участников пенсионного рынка. Переименование структур перед их объединением — стратегия, известная на банковском рынке. Например, Номос-банк в свое время переименовал новые активы в Номос-Региобанк и Номос-банк-Сибирь перед присоединением.

Между тем структуры Анатолия Мотылева контролируют еще несколько НПФ: это "Уралоборонзаводский", "Сберегательный", "Защита будущего" и "Адекта-пенсия". В одной из социальных сетей представители других НПФ, как обычно, готовые "поддержать" начинание конкурента добрым словом, уже предложили варианты для переименования этих фондов, а заодно и слоганы для представления бренда: НПФ "Солнечные часы" ("Работаем только в светлое время суток и ясную погоду"), НПФ "Солнечное затмение" ("Регулярные пенсии: периодичность выплат — каждые 6585-е сутки"), НПФ "Солнечный ветер" ("Потом ищи-свищи"). Но мне бы хотелось, чтобы когда-нибудь актуальным на пенсионном рынке стал солнечный слоган "Реальные бенефициары вышли из тени".

Вся лента