"Система Забота" — всего одна кнопка

В Петербурге "Система Забота" работает с льготными категориями граждан — прежде всего с пожилыми одинокими людьми, ветеранами — через систему государственных заказов уже более пяти лет.

Средства коммуникации помогают жить

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

По данным этой социальной службы, есть реальная статистика по экономии бюджетных средств: уменьшаются затраты на стационарное обслуживание (надомное обслуживание в семь раз дешевле), на 9% снижаются непрофильные вызовы скорой, на 12% — немотивированные вызовы социальных и медицинских работников.

"Рынок социальных услуг активно развивается и в Петербурге, и в России в целом", — считает создатель и руководитель службы социального сопровождения "Система Забота", кандидат экономических наук Константин Лившиц. — Мы начинали в Санкт-Петербурге еще десять лет назад с простой идеи: дать возможность пожилым людям и людям с ограниченными возможностями получать поддержку и помощь 24 часа в сутки семь дней в неделю. Это возможно с помощью мобильного устройства — от "бабушкофона" до смартфона. Нажав всего одну кнопку, наш подопечный связывается с опытным оператором-врачом и получает помощь или поддержку в решении любых своих вопросов: от вызова участкового или сантехника до консультаций юриста или специалиста по льготам".

Специалисты службы подчеркивают: это не тревожная кнопка для пожилых, как полагают некоторые. Собственно вызов экстренных служб — всего 6% от общего числа обращений. Все остальное — это вопросы по ЖКХ, здоровью, социальная или медицинская помощь, информирование о льготах. Такая опека пожилого человека позволяет ему чувствовать себя защищенным, придает больше уверенности. К тому же появился новый уровень комфорта — услуги стали предоставляться по принципу "единого окна".

"Когда мы пришли с этой концепцией в администрацию Санкт-Петербурга, некоторые чиновники проявили настороженность, работникам собесов показалось, что мы пытаемся заменить их. Но это не так. Социальное сопровождение, кроме всего прочего, означает содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, координация всех структур, и фирм, предоставляющих услуги для пожилых", — говорит Константин Лившиц.

"Система Забота" не обойдена вниманием на федеральном уровне, проект поддержан и рекомендован к внедрению на всей территории России Агентством стратегических инициатив и Министерством труда и социальной защиты РФ. В настоящее время эта социальная служба присутствует в восьми регионах страны, на обслуживании находятся более пятнадцати тысяч подопечных. Технологическая база позволяет одновременно обслуживать по всей России до ста пятидесяти тысяч человек, масштабируя проект от региона к региону.

По мнению господина Лившица, появление службы "Система Забота" в регионе в принципе стимулирует развитие социальной сферы. Постоянная обратная связь с подопечными позволяет выявлять наиболее востребованные услуги и "белые пятна" в системе социального обслуживания. Тем более что эта служба охотно делится такой информацией со всеми заинтересованными поставщиками услуг.

"В новой России исторически, с советских времен сложилась ситуация, когда платежеспособный спрос на услуги в социальной сфере практически начисто отсутствовал. Существовал единый и могучий потребитель — государство, что вело к уравниловке и низкому развитию "социалки". Сейчас ситуация только-только начинает меняться, появляется спрос от общественных организаций и частных лиц, появляются новые успешные коммерческие социальные проекты: сиделки, частные дома престарелых, службы, подобные нашей, — можно долго перечислять, — рассуждает Константин Лившиц. — У себя мы начали пилотный проект с петербургским отделением Всероссийского общества глухих — организацию социально-диспетчерской службы для глухонемых: подопечные будут общаться с оператором — сурдопереводчиком через планшеты и смартфоны. Также мы вкладываем средства в исследования в области телемедицины. Другое дело, что для развития рынка требуется поменять отношение самих потребителей, научить людей ответственно относиться к собственной старости, а это означает большие расходы на социальную рекламу".

Сергей Кутумов

Вся лента