Физика дизайна

"Если у вас есть жена, которая не умеет готовить, заведите черные тарелки. Даже просто помидор на такой тарелке будет выглядеть как шедевр, а жена — как великий кулинар", — советует Марко Романелли, итальянский дизайнер, архитектор и архитектурный критик. Свой мастер-класс на X международной интерьерной выставке i Saloni WorldWide, которая недавно прошла в Москве, он назвал "Быть дизайнером — значит рассказывать истории". Господин Романелли показывал слайды своих дизайнерских объектов — сервизы, лампы в виде светящихся камней, разбросанных по саду, кресла, столики, кровать, забавные украшения в виде фотокопий драгоценных брошек с богатым декором... "Никаких правил не существует! Если в институте вам говорят, что рисовать нужно каким-то определенным образом, вставайте и уходите", — категоричен Марко Романелли.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Легко рассказывать истории, если над дизайнером не "висит" заказчик со своим видением и своими историями. Заказчика тоже можно понять. Кто ж не знает, как воспитывать детей, лечить людей и управлять государством, даже если ничего из этого в жизни не делал? То же случается и с дизайном. И тут господин Романелли непреклонен: "В дизайне заказчику нужно говорить нет, а вот в архитектуре можно и поспорить". Как оказалось, в практике взаимоотношений клиентов и известных дизайнеров — финансирование заказчиком различных авторских исследований, помимо платы за конечный продукт. "Вот, например, кровать, говорит архитектор Риккардо Блумер, — когда клиент заказывает мне этот предмет, я прошу профинансировать мои параллельные исследования, потому что приходится много экспериментировать". Архитектор утверждает, что между сексом и дизайном существует связь. "Секс не может быть нефизическим, — справедливо полагает господин Блумер. — Дизайн — это тоже физическое: сила, время, энергия".

А вот что касается современной архитектуры в городах с исторической застройкой, то какой ей быть — вопрос философский. Город — это изначально символ безопасности, считает Риккардо Блумер. За городскими стенами была пугающая неизвестность. Наверное, архитекторы прошлого стремились сделать безопасность еще и эстетичной. Сегодня скорее наоборот.

Елена Федотова, редактор Guide "Территория комфорта"

Вся лента