Прямые включения Коммерсантъ FM с проекта «Бизнес-образование в России»

Коммерсантъ ФМ 21.11.2014

"Коммерсантъ FM" и ОАО Банк ВТБ продолжают проект "Бизнес-образование в России". В Высшей школе менеджмента СПбГУ проходит деловая игра на тему принятия решений. Участниками интерактива стали слушатели корпоративной программы "РЖД", и там работает корреспондент "Коммерсантъ FM" Алексей Киселев. Алексей, доброе утро, вам слово.

А.К.: Да, доброе утро, Даша. Подскажите, вы помните, как обычно начинаются сказки?

Д.П.: Жил-был, жили-были – как-то так.

А.К.: Совершенно верно. Теперь вот представьте ситуацию: в Швеции на одном рынке работают 5 небольших компаний с абсолютно равными активами. Они продвигают один и тот же продукт, и в один день акционеры этих компаний остаются недовольны прежним руководством и решают нанять профессиональных российских управленцев. От старой команды остается одна секретарша, которая кладет вам на стол отчет о текущем положении дел. Вот такая интересная преамбула к данной бизнес-симуляции. Не знаю, как вам, а мне сразу захотелось в это положение дел вникнуть, во всем разобраться и всех победить любой ценой. К слову, жить в новых ролях управленцы будут целых 2 дня или порядка 10 лет в игровом выражении. Компанию надо поставить на ноги, развить ее, сделать гигантом рынка. Сейчас рядом со мной ведущий бизнес-симуляции, доцент кафедры финансов ВШМ СПбГУ Татьяна Гаранина. Татьяна Александровна, здравствуйте.

Т.Г.: Здравствуйте.

А.К.: Так получилось, что наш проект "Бизнес-образование в России" стартовал с курса "Новая энергия лидерства", в рамках которого было достаточно много интерактива и деловых игр. И в той части программы, которую мне довелось послушать, основной задачей было научить топ-менеджеров работать в команде. В чем суть нынешней бизнес-игры?

Т.Г.: Вы знаете, безусловно, работать в команде очень важно, и в рамках этой бизнес-игры слушатели тоже применяют эти знания и навыки, но здесь дополнительным преимуществом этой бизнес-симуляции является то, что они могут попробовать себя и в роли топ-менеджера, в роли генерального директора, и в роли финансового директора, и директора по логистике, и директора по маркетингу, и, соответственно, они могут посмотреть на компанию с высоты птичьего полета, играя в рамках данной бизнес-игры, могут попробовать применить знания, которые они получают, уже на практике и попробовать, как же принимаемые ими решения влияют на ценность компании.

А.К.: А как игра вписывается в учебный процесс? Она идет к какому-то конкретному одному курсу, или можно применять ее в разных курсах?

Т.Г.: Безусловно, так как игра затрагивает абсолютно различные аспекты деятельности компании, то мы применяем эту бизнес-стимуляцию в начале различных курсов, потому что мы используем знания и из области маркетинга, и из области стратегического менеджмента, и финансов, и закупок, и логистики, поэтому, на самом деле, игра позволяет максимизировать ту широту обзора знаний, которая есть у слушателей, и использовать ее в различных встройках в рамках учебного процесса, и в начале учебного процесса, и в конце учебного процесса, когда мы хотим обобщить полученные знания на программах Executive MBA у слушателей.

А.К.: А в чем, вам кажется, наибольшее преимущество от использования подобных бизнес-симуляций в учебном процессе?

Т.Г.: Вы знаете, мне кажется, сколько бы преподаватель ни рассказывал, что все ваши решения, которые вы принимаете в компании, в итоге влияют на ее рентабельность, на ее прибыльность и на ее ценность, на самом деле, пока вы не попробуете на практике, понять это сложно. Поэтому, как только слушатели начинают действительно играть в бизнес-симуляцию, принимать сами различные решения в компании, они видят, как принимаемые решения влияют непосредственно на финансовые показатели компаний и на ценность компаний.

А.К.: А как вот, допустим, к этой игре относятся разные менеджеры, допустим? У вас же есть студенты из совершенно разных областей, у кого лучше получается, у кого хуже?

Т.Г.: Во-первых, все команды сначала начинают с абсолютно равной позиции, а тут каждый слушатель может применить свои знания в различных областях, и мы даже им советуем, если вы маркетолог в своей деятельности, попробуйте себя в роли финансиста и поймите, насколько сложно составлять балансы и отчеты о прибылях и убытках, а может быть, и легко. Поэтому тут разные знания, разный бэкграунд и разный уровень слушателей, наоборот, позволяет дополнительный эффект синергии в рамках участия в бизнес-симуляции.

А.К.: Замечательно, спасибо большое, напомню, у нас в эфире была доцент кафедры финансов и учета ВШМ СПбГУ Татьяна Гаранина. Татьяна, спасибо.

Т.Г.: Спасибо вам большое.

А.К.: Дарья?

Д.П.: Да, благодарю. Алексей Киселев работает в школе менеджмента СПбГУ, там продолжается проект "Коммерсантъ FM" и Банка ВТБ "Бизнес-образование в России", и сегодня там деловая игра.


"Коммерсантъ FM" и ОАО Банк ВТБ продолжают проект "Бизнес-образование в России". В Высшей школе менеджмента СПбГУ проходит деловая игра на тему принятия решений. Участниками интерактива стали слушатели корпоративной программы "РЖД", и там работает корреспондент "Коммерсантъ FM" Алексей Киселев. Алексей, доброе утро, вам слово.

КОРР.: Добрый день, Петр.

ВЕДУЩИЙ: Ну, тебе слово, собственно говоря. Вот что такое принятие решение в контексте РЖД?

КОРР.: Скорее, принятие решение не в контексте РЖД, а в контексте задания, которое получили слушатели РЖД. Но могу сказать, что погружение в игру руководителей сейчас полное. Напомню вкратце, что они разделились на пять команд по пять-шесть человек и стали менеджерами в одинаковых компаниях с одинаковым продуктом на высококонкурентном рынке. И вместе участникам предстоит пройти период становления организации, ее развитие. И, конечно, здесь им должны пригодиться все навыки, которые у них есть, причем как полученные с опытом, так и какие-то полученные в рамках нынешнего обучения. С утра участники успели изучить правила. Кстати, на это ушло порядка двух…

ВЕДУЩИЙ: Так. Алексей. Алексей, ты пропадаешь.

КОРР.: (нрзб) достаточно сложное. Они распределили роли. То есть это… и с переменным успехом…

ВЕДУЩИЙ: Так. Я думаю, что сейчас мы Алексею все-таки попробуем перезвонить. Я уже думаю, что по телефону мы с ним свяжемся, потому что, к сожалению, со «Скайпом» не очень здорово получается.

ВЕДУЩИЙ: Возвращаемся к разговору с Алексеем Киселевым. Леш, вот так лучше слышно, я надеюсь?

КОРР.: Ну, я надеюсь, что вам так слышно намного лучше.

ВЕДУЩИЙ: Ну, ничего, нормально. Ты, к сожалению, прерывался достаточно сильно.

КОРР.: Я, наверное, основные факторы расскажу, те факты, которые нам будут интересны. Там все практически по-настоящему. Есть еще рынок заказов, привередливые клиенты. Даже о промышленном шпионаже в кулуарах я слышал, разговоры о картельных сговорах. Сейчас рядом со мной один из участников игры - начальник Октябрьской дирекции управления движения РЖД Сергей Дорофеевский. Сергей, здравствуйте. Ну, какая роль в игре досталась именно Вам? Почему?

Сергей ДОРОФЕЕВСКИЙ: Ну, мне досталась роль генерального директора. И коллеги поддержали, что занимают эту роль.

КОРР.: Ну, хорошо. А как Вы собираетесь обгонять конкурентов. Напомню, что в конце игры отмечать управленцев будут не просто по наличию денег, а по ценности их компании.

Сергей ДОРОФЕЕВСКИЙ: А для этого нужно понимать, какие ценности у компании. Это раз. А во-вторых, мы должны разработать стратегию и что должна делать компания для того, чтобы увеличить ценности не только на рынке, но и ценность самой компании. Мы сделаем маркетинговые исследования и стратегию для достижения целей.

КОРР.: А получается ли применять в ходе обучения навыки и знания. Я так понимаю, что вы уже практически год занимаетесь по корпоративной программе.

Сергей ДОРОФЕЕВСКИЙ: Да и действительно навыки, которые нам преподают в школе, помогают. И мы их применяем на практике. Это некое практическое задание для руководителя. И для руководителей, которые могли бы себя почувствовать и потренироваться в тех знаниях, которые получены в высшей школе.

КОРР.: Это стратегический, маркетинговый и финансовый анализ. Какие-то вы еще примеры назовете, которые применяются активно в данной игре?

Сергей ДОРОФЕЕВСКИЙ: Да, это и то, что вы назвали. И умение вести переговоры. А сегодня это основное. Поэтому мы не только умеем вести переговоры, но и вести стратегию, умеем презентовать продукт на рынке и показывать, на что способны и что может компания.

КОРР.: Спасибо большое. Напомню, у нас в гостях был начальник октябрьской дирекции управления движения РЖД Сергей Дорофеевский. Сергей, спасибо большое.

Вся лента