Я НЕ СЧИТАЮ ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ

УОЛЛЕС ЧАН, WALLACE CHAN

— Как бы вы описали дизайн драгоценностей, которые вы создаете?

— Ювелирные украшения люди делали во все времена, поэтому у нас есть огромное наследие. Драгоценности говорят о любви, они воплощение нашей памяти и культуры. Через дизайн украшений я выражаю свою жизненную философию. Камням нужен свет, для человека самое важное — вода. Поэтому я имею дело с этими двумя субстанциями. Свет позволяет заметить внутренний мир камня, узнать его ближе, принять решение об огранке. При работе с металлом мы нагреваем его, а потом остужаем в воде, чтобы закалить. Свет учит лучше видеть и понимать мир, вода — быть гибкими и смиренными.

— Рисуете ли вы эскизы?

— Да, это обязательная часть работы. Правда, совсем не обязательно мы превращаем рисунок в украшение. Взгляните на брошь-муравья с барочными жемчужинами или на брошь в виде стрекозы из жадеитов, и вы поймете, что изобразить эти вещи на плоскости не так-то просто. Ювелирное дело вообще самый сложный вид искусства, поскольку предполагает знание камней и способов их закрепки, методов обработки металла, а также законов физики и механики, математики и анатомии. Например, в колье Secret Abyss я решил поместить облако из изумрудов внутрь огромного кристалла. Мне нужно было точно рассчитать, как кристалл сделать полым, как отполировать его изнутри. Сначала я экспериментировал с горным хрусталем, но потом решил, что рутилированный кварц подойдет лучше. Секретное отверстие в центре диаметром всего 6,5 мм скрыто под желтым бриллиантом весом более 10 каратов.

— Существует ли западный и восточный подход к созданию и потреблению ювелирных украшений?

— Для дизайнера лучше не различать культурный опыт и традиции воспитания своих клиентов, а работать для всех. Если вы дадите восточному и западному человеку кусок мяса, каждый приготовит его по-разному, даже в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу блюда будут отличаться. В ювелирном деле разница культурных предпочтений важна для массовых коллекций, драгоценности high jewellery же люди воспринимают с точки зрения духовности, поэзии. Музыка Бетховена, например, любима многими китайцами.

При этом все техники работы с металлом мы заимствуем у западных мастеров, то же относится и к огранке драгоценных камней — бриллиантов, изумрудов, сапфиров. Но если речь заходит о жадеите, то это, ничего не поделаешь, подлинно восточный камень — китайцы знают его более 5 тыс. лет.

— С чего начинается процесс создания украшений?

— Когда вы пристально наблюдаете за миром, ваш мозг превращается в видеокамеру с высоким разрешением. Камень или стихи рождают эмоцию, потому что находят отклик в вашей памяти. Воспоминания оживают и становятся вдохновением. Что первично — камень, металл, идея? В моем случае это целый сплав, который невозможно разобрать на элементы. Например, работая над брошью-рыбой Gleams of Waves, я исследовал феномен экзистенции: вырезая из титана скульптуру рыбы, я думал только о ней — наблюдал, как она движется, как дышит, размышлял, осознает ли она себя плывущей в воде.

— Сколько времени заняло производство этого украшения?

— 59 лет. Это не шутка — именно столько лет назад я родился на свет, все вещи, которые я делаю, основаны на моем жизненном и культурном опыте, на моих знаниях. Но если посмотреть по-другому, то над этой скульптурой работали шесть человек в течение восьми месяцев.

— Имеет ли для вас значение время, потраченное на поиск многокаратных камней, на скульптурные эксперименты? Известно, что украшения Wallace Chan оцениваются в огромные суммы.

— Я никогда не считаю деньги и время, потраченные для достижения результата. Я счастлив, что могу себе это позволить. Я не должен состязаться с другими, и это дает мне пространство для творчества. В конце концов, стоимость относительна — чувства и воспоминания значительно важнее физической материальной реальности. Главное, чтобы клиенты, глядя на мои творения, не переставали удивляться и постоянно открывали для себя новые, не замеченные прежде элементы. А порцию еды я всегда могу растянуть на три дня.

Беседовала Нина Спиридонова

Вся лента