УКРАШЕНИЯ ЗАМЕНИЛИ МНЕ ИГРУШКИ

ВИКТУАР ДЕ КАСТЕЛЛАН, DIOR

Создательница знаменитых ювелирных линий Dior Виктуар де Кастеллан похожа на свои произведения: большие, яркие, веселые. Среди женщин—ювелиров главных модных марок она занимает особое место. Такую отвагу, как у нее, не каждый может себе позволить. Еще немного и ее клиенты будут носить не просто украшения, а поп-артистские скульптуры, сделанные из отборных камней, с ювелирной тщательностью и необыкновенной свободой.

— Почему ваша новая ювелирная коллекция называется Archi Dior? "Архи" — это ведь не от слова "архив"?

— Архив здесь может послышаться, потому что мы вспоминаем наряды Диора 1950-х годов. Но прежде всего Archi — это архитектура. Я не знала раньше, что Кристиан Диор в юности мечтал стать архитектором и стоить дома. А теперь при создании украшений для новой коллекции мне хотелось посмотреть на них взглядом архитектора, понять, как великий кутюрье смотрел на свои новые платья.

— Понятно, как в ювелирном украшении представить цветок, даже живой и хищный, как в вашей коллекции Milly Carnivora. Из камня можно сделать королевский череп, как в вашей коллекции Rois et Reines. Но как представить платье Archi Dior?

— Это же самое интересное! Я представила себе, что будет, если драгоценные камни предстанут тканью, которую можно собирать в складки, отделывать и затягивать поясом. Диор в своих деталях был очень архитектурным. Очень точным. Он, конечно, работал с тканью, с мягким материалом, но я считаю, что все это может быть изображено с помощью золота или камней. А вот как заставить жить эти детали, существовавшие на теле и в движении, как их можно перевести в ювелирное украшение, вот тут и начинается моя работа.

— Вы ведь не только изображаете движение, вы даете возможность немного менять ваши украшения.

— Детали конструкции меня страшно заинтересовали. Хоть я и женщина и люблю одеваться, но я только начинаю разбираться в портновских дизайнерских тонкостях, в устройстве всех этих турнюров, воланов, плиссе. Мне показалось забавным иметь разные варианты одного украшения за счет разнообразия деталей. В результате в каждой моей вещи заключено четыре.

— Не странно ли предлагать женщинам носить платье на платье, украшать одежду миниатюрной одеждой?

— Что же странного? Можно украшать платьем и руку, и обнаженную шею и уши, платье в ушах — тоже неплохо!

— Не кажется ли вам, что платья стареют быстрее, чем украшения. Мы ведь можем носить сейчас драгоценности 1920-х годов или, например, из ваших первых коллекций. С одеждой так не получится.

— Так и выходит. Кутюрье создает нечто прекрасное, эфемерное, а я вынуждена заботиться о вечном. Модельеры готовы меняться от коллекции к коллекции, их вещам чаще всего не суждена долгая жизнь, должно пройти немало времени, чтобы люди снова надели старые наряды 1950-х или 1970-х годов. Ювелирные вещи переживают поколения. В этом разница, вы правы.

— Для этого украшения должны быть предметом искусства, а не только моды. Вашим огромным разноцветным кольцам и брошам не хватало лишь размера, чтобы превратиться в скульптуры какого-нибудь Джеффа Кунса. Недаром вы показывали их в художественных галереях. На этот раз у вас немного изменился стиль, чуть меньше цвета.

— Я решила, что надо себя хоть в чем-то ограничить. Диор любил цвета, его вещи имели множество оттенков, но я исследовала не цвета, а конструкции. Я готова была воспроизводить цвет, но хотела ограничиться двумя или тремя тонами, проработать контрасты между белым и красным, белым и голубым. Это не вырвиглаз, скорее классические сочетания, но тоже очень интересные. Я люблю придумывать себе рамки и упражняться в стиле по заданным, хоть и самой себе, правилам.

— Ваши миниатюрные платья чем-то похожи на игрушки. Я помню ваш кабинет на улице Франсуа Премье, весь заставленный коллекциями бабочек и игрушек.

— Я больше не играю в игрушки. Я выросла! Отдам их дочке. Но это не значит, что я разлюбила играть, просто у меня теперь другие игры. Все равно мне нравится идея, что ювелирные украшения — это маленькие скульптурки, фигурки, которые можно иметь под рукой, в них играть, как я когда-то играла с украшениями моей бабушки и как моя дочка играет с моими. Вот почему украшения заменили мне игрушки.

— То есть Dior помогает вам теперь найти взрослые игрушки по вкусу?

— Да, и я очень этому рада. Я люблю делать вещи, которых от меня, может быть, и не ожидают. Постоянно ставить опыты над собой и своим ремеслом, всегда быть разной. В Dior у меня есть право на такой эксперимент — и это очень важно. Мне хочется сейчас чего-то более взрослого, более серьезного. Может быть, даже начать делать украшения не только для женщин, но и для мужчин.

Беседовал Алексей Тарханов

Вся лента