Правила игры

смущают заместителя главного редактора Ренату Ямбаеву

После 18 ноября, когда "Уралкалий" объявил, что один из его рудников в Соликамске СКРУ-2 затапливает, посещаемость форумов berforum и vsolikamske выросла в разы. "Здесь сейчас половина — журналисты",— посмеивались старожилы из числа жителей и сотрудников компании. И это правда. Во-первых, на местных форумах можно найти если не новости для проверки, то направления для изучения. Во-вторых, это способ понять, что реально беспокоит народ на месте, и уточнить официальные версии — например, о декларируемой "заброшенности" дачного поселка, где произошел провал грунта.

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

Проблема в том, что, хотя население, обсуждающее происходящее в сети, безусловно, владеет некоей информацией, она далеко не всегда достоверна и явно недостаточна. Недостаточна в первую очередь для самих людей. Заявления чиновников и пресс-релизы "Уралкалия" этот голод не удовлетворяют. В отличие от большинства журналистов, народ в Соликамске и Березниках точно понимает, что важно, а что — нет и какова цена обещаниям. Он пережил страшные аварии 1986, 1995 и 2006 годов, "перевод на другие предприятия", "компенсацию потерянного жилья", своими глазами наблюдал, как снова проваливаются засыпанные дыры в земле.

Но даже из Москвы информационная ситуация выглядит странно. Так, один из ключевых моментов, позволяющих оценить риски проседания грунта и провалов,— история закладки выработок рудника. Этот вопрос ставят и инженеры, и геологи, и местные жители. Казалось бы, чего проще — скажите четко: с первой аварии 1995 года на СКРУ-2 выбраны такие-то объемы породы, заложено столько-то, технологии такие-то, вот график. Сразу снимется куча вопросов. Но компания до сих пор не дает этой информации. Объяснений может быть три — и все тревожные. Первое: "Уралкалий" сам не располагает точными данными. Тогда вопрос о рисках для инфраструктуры и жителей остается открытым, а как компания планирует частично возобновить работу на руднике, вообще непонятно. Второй: "Уралкалий" не хочет раскрывать информацию, потому что объем закладок недостаточен. Последствия в принципе те же плюс угроза претензий к компании. Третий: просто не до вас, журналисты и общественность. Тут без комментариев — наверное, и правда, не до нас. Та же ситуация с судьбой персонала рудника. Почему бы не пояснить: на СКРУ-2 работало столько-то сотрудников "Уралкалия" и подрядчиков, из них столько-то отправлено в отпуск, столько-то переведено на такие-то предприятия. Вряд ли все это коммерческая тайна.

Тем не менее лишь вчера глава правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов привел хоть какие-то цифры (на СКРУ-2 заложено 70% пустот), а глава "Уралкалия" Дмитрий Осипов пообещал дозаложить районы, которые "наука назовет потенциально опасными". "Ъ" продолжит попытки получить достоверную информацию из всех доступных источников.

Вся лента