"Необходимости собственной космической станции пока в России нет"

У международной космической станции может появиться российский конкурент. Как стало известно "Коммерсанту", Россия с 2017 года может начать развертывать собственную высокоширотную орбитальную станцию. Академик Российской Академии Космонавтики имени Циолковского Александр Железняков обсудил ситуацию с ведущей "Коммерсантъ FM" Дарьей Полыгаевой.

Это одно из ключевых предложений проекта развития пилотируемой космонавтики на период до 2050 года, уточняется в "Коммерсанте". При этом от развития российского сегмента МКС придется отказаться, но обязательства перед другими участниками программы до 2020 года будут выполнены. Часть модулей, которые предназначались ранее для МКС, предлагается ввести в состав новой станции.

— Насколько нужна России национальная космическая станция?

— Когда вы говорили о возможности развертывания, ключевое слово здесь — может начаться. То есть такого категорического требования, однозначной необходимости собственной космической станции пока в России не просматривается. Если будут сформулированы задачи под нее, тогда можно будет говорить о том, что появится конкурент МКС. Пока мы работаем на МКС и выполняем научную программу, решаем многочисленные технические и технологические проблемы, в общем-то можно и без национальной станции обойтись. Но если будет создана политическая ситуация, если будет принято политическое решение, тогда будем создавать собственную станцию, и задачи, решаемые сейчас МКС, надо будет переносить туда, иначе просто так летать — это будет бессмысленно.

— То есть создание собственной станции можно назвать политическим решением, если оно будет принято?

— С одной стороны, да, с другой стороны, если будут для этой станции сформулированы четкие задачи, например, отработка технических вопросов по лунной экспедиции, тогда это будет не только политическое, но и техническое решение. Но пока это все больше напоминает именно создание конкуренции для МКС в свете новой политической обстановки.

— Насколько трудно будет вообще конкурировать с МКС и насколько дорого?

— То, что это будет дорого, это, наверное, сказать сложно, потому что сейчас используют тот задел, который предполагается для МКС для российского сегмента, то есть и узловой модуль, и многоцелевой лабораторный модуль, поэтому затраты, наверное, будут не такие и большие. Но когда эта станция будет развернута и будет эксплуатироваться, на нее будут совершаться регулярные полеты, а кроме того мы должны будем выполнять свои обязательства по МКС — от этого нас никто не освобождает — то вот тогда, конечно, это уже будет немножко дороговато.

Поэтому, наверное, группа, которая предлагает такое решение, закладывает, что с 2017 по 2020 год мы участвуем в работе на МКС, эта станция будет развернута, а вот когда начнется эксплуатация после 2020 года, мы отказываемся от работы на МКС и целиком переключаемся на нашу национальную станцию. Тогда затраты укладываются в те цифры, которые сейчас существуют и которые предполагается применять в рамках федеральной космической программы до 2025 года.

— А эксплуатация когда может начаться, сколько времени может на это потребоваться, насколько это отдаленная перспектива после 2020 года?

— После 2020, если эта станция будет развернута, то лет 15 она будет работать.

Вся лента