Новости

Мексиканские художники требуют найти пропавших студентов

Фото: Valeria Gallo

"Это Бенжамен Асенсио Батиста, вот его имя, вот его лицо, мы не имеем права его забывать",— говорит известный мексиканский художник Валерия Галло об одном из 43 студентов педагогического института города Игуала, задержанных полицией 26 сентября во время подготовки акции протеста, направленной против реформы образования. Никого из студентов с тех пор не видели. Ни чиновники, ни полиция не комментировали инцидент, пока по всей стране не начались многотысячные демонстрации с требованием найти студентов — тогда следствие объявило о причастности к их исчезновению мэра Игуалы: якобы по его поручению местные полицейские при участии боевиков наркокартеля "Геррерос унидос" (глава картеля приходится братом жене мэра) убили всех 43 человек. Сразу после этого сообщения Валерия Галло организовала протестный перформанс: художники рисуют и выкладывают в виртуальной галерее портреты студентов, а участники уличных демонстраций используют распечатанные портреты в качестве транспарантов. К акции Галло, смысл которой состоит в напоминании о том, что ее герои — конкретные молодые люди, а не абстрактные "пропавшие без вести", подключилось больше 300 художников и иллюстраторов.


Новый фильм о том, как Никсон встретил Элвиса

Фото: National Archive/Newsmakers/Getty Images/Fotobank.com

Фильм "Элвис и Никсон", проект которого только что был представлен на Американском кинорынке в Санта-Монике, расскажет о знаменитой встрече короля рок-н-ролла и 37-го президента США, состоявшейся в Овальном кабинете 20 декабря 1970 года. Реальная история больше похожа на безумный сценарий: Элвис Пресли ушел из дома в Мемфисе, после того как жена отчитала его за транжирство — в качестве рождественских подарков он купил 10 мерседесов и 32 пистолета,— и полетел в Вашингтон, где собирался исполнить свою давнюю мечту стать агентом ФБР по борьбе с наркотиками. Получив отказ от замдиректора ФБР, Элвис отправился прямиком в Белый дом (помощник Никсона был его большим фанатом), во время аудиенции показал семейные фотографии, подарил президенту кольт и заверил его, что, став агентом, будет противостоять распространению наркотиков и антиамериканских настроений, насаждаемых хиппи и "Битлз". В ответ Никсон пообещал поспособствовать получению значка спецагента ФБР. Сам факт встречи долгое время скрывался, пока в 1988 году чикагская газета не сообщила, что Национальный архив собирается продавать совместные фото Никсона и Пресли — в течение недели 8 тысяч человек запросили копии снимков, сделав их самыми востребованными в истории архива. Один фильм по мотивам этой встречи уже выходил в 1997 году — и это предсказуемо была комедия. Новая картина станет классической исторической драмой со звездами в главных ролях: Никсона сыграет Кевин Спейси, вполне освоившийся в амплуа неприятного политика, а вот роль Элвиса неожиданно досталась Майклу Шеннону — по мнению многих кинокритиков, успевших откликнуться на новость, последнему человеку, который ассоциируется с королем рок-н-ролла.


Документальный фильм о событиях на Майдане выиграл специальный приз DOK Leipzig

Фото: Юля Сердюкова

Жюри одного из самых почтенных и авторитетных фестивалей документального кино и анимации вручило картине украинских режиссеров Александра Течинского, Алексея Солодунова и Дмитрия Стойкова "Все пылает" приз в категории "Выдающийся восточноевропейский фильм" от телеканала MDR. Жюри специально отметило политическую неангажированность картины: "Картина не пытается оценивать содержание событий, но фиксирует борьбу, которая выходит из берегов и в конце концов приводит к отчаянию, беспомощности и смерти. Увидеть, как функционирует политика, возможно только таким способом". Показ на DOK Leipzig в рамках программы "Молодое кино" стал мировой премьерой фильма, некоторые ролики из которого до этого выкладывались в интернет. Прокатная судьба картины пока неизвестна, все новости, касающиеся фильма, можно узнать на официальной странице проекта в Facebook.


Актриса Тильда Суинтон, директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо и режиссер Марк Казинс в письме премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву в связи с увольнением коллектива московского Музея кино


В Москве открывается выставка «Раввинская династия»

В Еврейском музее и центре толерантности открывается выставка о семье раввинов Медалье. Частная документальная история Большого террора — как будто многократно осмысленный в музейном пространстве объект, но эта выставка, по утверждению кураторов, впервые делает центральным персонажем рассказа о репрессиях религиозного лидера. Основатель династии Медалье — Шмер-Лейб стал главным раввином Хоральной синагоги в Москве в 1933-м, в самое мрачное время для верующих всех конфессий в Советском Союзе. Медалье смог организовать сеть подпольных хедеров и йешив, пытался спасти реликвии, изымаемые из синагог, в 1938 году был арестован и расстрелян на полигоне "Коммунарка". Его старший сын Моисей Медалье, служивший раввином в Туле и Ростове-на-Дону, был расстрелян в один год с отцом, избежать репрессий удалось только младшему — Гиллель по настоянию Шмер-Лейба уехал из России еще в 1920-е и стал раввином в Антверпене. Выставка, которая станет началом большого проекта "по увековечиванию памяти всех священнослужителей, погибших в период Большого террора", открыта до 11 января.


Марина Абрамович предлагает почувствовать пустоту

Фото: Domenico Stinellis, AP

В рамках своего нового проекта "Генератор" художница превратила один из залов нью-йоркской галереи Шона Келли в подобие камеры сенсорной депривации, чтобы ее гости, подобно тибетским монахам, смогли ощутить "полную пустоту" и расширить границы собственного восприятия. Посетители — максимум 68 человек в день — оставляют свои сумки, телефоны и компьютеры, надевают звуконепроницаемые наушники, темную повязку на глаза и входят в помещение, "оставаясь наедине с собой и энергией комнаты". Сама художница либо тайно находится в галерее на правах посетителя, либо выводит из зала тех, кто устал чувствовать пустоту и, как предписано инструкцией проекта, поднял руку.

Сэлинджер впервые станет героем художественного фильма

Фото: Zuma Press

"Coming Through The Rye" — история взросления двух подростков, отправившихся на поиски своего любимого писателя Джерома Дэвида Сэлинджера. Сюжет основан на реальной истории, случившейся в середине 60-х со школьником Джеймсом Сэдвиджем: прочтя "Над пропастью во ржи", мальчик, мечтавший стать актером, написал по мотивам книги пьесу и поехал к писателю, чтобы получить разрешение на постановку. Пьесу и спектакль Сэлинджер, конечно же, запретил, но с мальчиком встретился. Теперь Сэдвидж, ставший телережиссером (премия "Эмми" за мини-сериал "Синатра"), снимает свой полнометражный дебют с Крисом Купером в роли Сэлинджера.

Джон Карпентер записал музыкальный альбом

Фото: AP

Дебютный альбом одного из главных независимых американских режиссеров и создателя жанра "слэшер" выйдет на Sacred Bones Records в следующем феврале. Изначально ходили слухи, что диск будет состоять из "невошедшего в саундтреки" прошлых картин Карпентера, но теперь представители лейбла выпустили заявление, в котором говорится, что альбом под названием "Потерянные темы" будет состоять из девяти оригинальных треков, написанных лично Карпентером. Один трек уже можно послушать в интернете. Sacred Bones Records, открывшийся в 2007 году, славится своей любовью к музыкальному творчеству режиссеров — здесь уже выходили альбомы Линча и планируется фри-джазовый дебют Уэса Крейвена.


История XX века в 100 картах

Фото: British Library

Карта плотности еврейского населения в Восточном Лондоне после погромов 1901 года (на фото), карта Антарктики, составленная от руки Эрнестом Шеклтоном, путеводитель по местам "Битлз" в Ливерпуле, карты большие и маленькие, профессиональные и любительские, нарисованные на носовых платках или книжных форзацах и посвященные самым важным и незначительным явлениям XX века, объединены в одну книгу британской Национальной библиотекой. Составители сборника, Тим Брайарс, букинист и организатор Лондонской картографической выставки-ярмарки, и Том Харпер, куратор собрания антикварных карт Национальной библиотеки, говорят, что на XX век пришелся всплеск массового увлечения картами — каждому эпизоду своей жизни люди пытались найти "картографическое воплощение", и сейчас, когда бумажная карта уже стала анахронизмом, "История XX века в картах" — как минимум дань уважения ушедшей эпохе. За первые две недели продаж книга стала бестселлером на Amazon — рецензент The Times объясняет это тем, что представление о драматических событиях XX века, которое дает на первый взгляд отстраненный формат карты, оказывается ничуть не менее глубоким, чем многостраничное исследование.


Английские писатели отстояли право заключенных держать в камере больше 12 книг

Снятие лимита на количество книг в камере стало первой победой масштабной кампании, организованной Говардской лигой за тюремную реформу и поддержанной членами английского ПЕН-клуба, включая Салмана Рушди, Джулиана Барнса, Иэна Макьюэна и Кадзуо Исигуро. В обращении к управлению тюрем Великобритании писатели связывают участившиеся случаи самоубийства среди заключенных с тем, что им не разрешают читать столько, сколько они хотят, или очень ограничивают выбор книг. "Однако решена только половина проблемы,— говорит Джо Гланвиль, глава английского ПЕН-клуба.— Откуда заключенным взять эти книги?". Правила запрещают родственникам заключенных передавать им книги в посылках, а доступ к тюремным библиотекам, пускай и очень скудным, тоже ограничен строгим регламентом. Потому сейчас писатели требуют у министерства юстиции упростить схему передачи заключенным книг и включить их в список вещей первой необходимости.


71 письмо

Томаса Манна и членов его семьи, отправленные библиографу и германисту Клаусу Йонасу, были впервые опубликованы в только что вышедшей книге Дирка Хайсерера "Три поколения семьи Томаса Манна". В университете Аугсбурга прошла презентация издания, в рамках которой оригиналы документов были впервые продемонстрированы публике. В написанных от руки или напечатанных на машинке письмах Томас Манн, его жена Катя и сын Голо обсуждают не только вопросы, связанные с большой библиографической работой Йонаса, но и дела сугубо личные, делясь семейными происшествиями и частными событиями.

15 картин

Эль Греко выставлены в Музее Метрополитен в рамках международной юбилейной программы, приуроченной к 400-летней годовщине смерти художника. Выставка в Нью-Йорке, в которую вошли девять полотен из коллекции Метрополитен и шесть из Американского собрания испанского искусства, стала самой большой выставкой Эль Греко, проводимой за пределами Испании. В США хранятся еще три шедевра Эль Греко — в музее Frick Collection, но, согласно завещанию создателя коллекции Генри Фрика, они не могут покидать стен музея, и поэтому "Портрет Винченцо Анастази", "Портрет Якопо Бонкомпаньи" и "Изгнание торгующих из храма" будут выставлены отдельно.

34 млн просмотров

меньше чем за неделю собрало на YouTube двухминутное документальное видео, на котором к гуляющей по Манхэттену девушке то и дело пристают мужчины. Причина такой популярности — внезапно вспыхнувшая и докатившаяся даже до русскоязычных пользователей соцсетей дискуссия о том, считать ли "уличное домогательство" — по аналогии с сексуальным домогательством — насилием над личностью. Ролик был снят специалистом по вирусным видео Робом Блисом для организации Hollaback!, которая борется с дискриминацией на улице в 79 городах мира и, несмотря на многолетнюю серьезную деятельность, впервые смогла привлечь внимание общественности к проблеме "публичного унижения в общественных местах" именно этим видео.


Исследование о синофобии в массовой культуре

Фото: Thames & Hudson

Как говорит Кристофер Фрайлинг, бывший ректор лондонского Королевского колледжа искусств, идею этой книги подсказал ему в 1995 году профессор Колумбийского университета Эдвард Саид. Они обсуждали культовую работу Саида "Ориентализм", в которой тот рассуждает об оправдании западной культурой колониализма, и Фрайлинг поинтересовался, почему в ней так мало сказано о массовой культуре и конкретно о Китае. В ответ Саид предложил Фрайлингу самому заняться этим вопросом. "Желтая угроза: доктор Фу Манчу и рост синофобии" — результат этого самого исследования. В качестве главного героя и проводника по истории современных европейских представлений о Китае и азиатской угрозе Фрайлинг использует персонажа популярной в первой половине ХХ века детективной серии Сакса Ромера доктора Фу Манчу — гибрида Дракулы и профессора Мориарти, который стал воплощением всех стереотипов о китайской культуре и быстро перекочевал из книг в рекламу и кино (злодея Фу Манчу играл Борис Карлофф). Фрайлинг проследил эволюцию его образа в массовой культуре начиная с первой книги Ромера 1913 года.

Мария Бессмертная, Ульяна Волохова, Никита Солдатов

Вся лента