Ловить нельзя, помиловать

Закон о заповедниках открывает лазейку браконьерам

Завтра вступают в силу поправки в КоАП, содержащие техническую ошибку, которая практически оставила без защиты национальные парки и заповедники. Согласно тексту закона, рядовые инспекторы заповедников больше не имеют права задерживать и досматривать нарушителей, а также составлять на них административные протоколы. Экологи и директора нацпарков требуют полной отмены или пересмотра закона. С тревогой его ожидают и в Черноземье, на территории которого располагаются пять заповедников и один национальный парк.

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

Экологи Greenpeace уже собирают подписи под обращением к президенту Владимиру Путину с требованием отменить закон N310190-6, уточняющий контрольные и надзорные полномочия госорганов. Законопроект, внесенный группой парламентариев под руководством председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина, был принят 296 голосами 17 сентября, 1 октября одобрен Советом федерации, подписан президентом 14 октября. Уже 17 октября закон был опубликован в «Российской газете», а 15 ноября вступает в силу. Мотивируя необходимость его принятия, господин Плигин сообщал в пояснительной записке: «Принятие законопроекта позволит устранить противоречия и неопределенность в законодательстве, повысить качество правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением государственного контроля».

Однако в итоге вышло так, что в утвержденном варианте законопроект лишает полномочий целый класс государственных служащих — инспекторов нацпарков и природных заповедников. Из текста поправок к ст. 23.25 КоАП, регламентирующей перечень должностных лиц, которые вправе привлекать граждан к административной ответственности, следует, что рядовые инспекторы больше не имеют права задерживать и досматривать нарушителей, обнаруженных на территории заповедника, а также составлять на них административные протоколы. Теперь этим должны заниматься только руководители нацпарков и их заместители. «Надо полагать, что депутаты просто не удосужились внимательно прочитать документ, а в итоге лишили заповедники защиты», — заявил „Ъ“ юрист Greenpeace Михаил Крейндлин.

В Черноземье существует один национальный парк — «Орловское полесье» в Орловской области площадью 777,45 кв. км — и пять заповедников общей площадью 699,32 кв. км: «Белогорье» в Белгородской области (21,31 кв. км), Воронежский заповедник на территории Воронежской и Липецкой областей (310,53 кв. км), Хоперский заповедник в Воронежской области (161,78 кв. км), «Галичья гора» в Липецкой (49,63 кв. км), Воронинский заповедник в Тамбовской (103,20 кв. км), Центрально-Черноземный заповедник в Курской областях (52,87 кв. км).

По словам Сергея Левичева, заместителя директора по охране территории национального парка «Орловское полесье», под угрозой в первую очередь оказываются виды из Красной книги: «Прежде всего мы опасаемся за зубров. Еще у нас есть кабаны, рыси и пятнистые олени. Мы планируем усилить работу с правоохранительными органами. Инспекторы будут в случае выявления нарушений закона оперативно связываться с администрацией. Надеемся, что будет внесена поправка, ведь сам президент активно выступает за защиту дикой природы».

Замдиректора по административно-правовой работе Воронежского государственного природного биосферного заповедника имени В.М.Пескова Игорь Воробьев уверен, что положения вскоре будут отменены: «Произошла юридическая коллизия, я убежден, что это было сделано не целенаправленно. Проблема будет решена, вопрос только, сколько времени это займет». С ним солидарен и заместитель директора по охране территории Михаил Руденко: «Я уверен, что закон будет отменен. К тому же я не считаю, что он может стать фактором для исчезновения каких-либо видов».

Впрочем, бывший генеральный директор охотничьего хозяйства «Торбово» (Воронежская область) Сергей Аксенов полагает, что новый закон «кардинально повлияет на систему охраны территорий»: «Это отдельный вид деятельности, требующий узкой специализации. Мы же не запрещаем налоговым инспекторам собирать налоги. Профессионал должен обладать всей полнотой юридических полномочий, а данный закон — очередное проявление непрофессионализма».

Григорий Туманов, Дарья Бородина

Вся лента