Моешь — не уйдешь

Подозрительным клиентам осложнят побег из банков

В рамках борьбы с отмыванием ЦБ придумал новую меру перекрытия лазеек, используемых недобросовестными клиентами банков. Последних обяжут классифицировать как сомнительные операции по снятию средств или закрытию счетов клиентами, в добросовестности которых ранее были сомнения, и информировать об этом Росфинмониторинг. Такая мера совершенствует борьбу с отмыванием, но может повысить риски отзыва у банков лицензий.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

О том, что ЦБ рекомендует банкам информировать Росфинмониторинг сразу о нескольких типах операций, ранее не считавшихся подозрительными, говорится в письме ЦБ 191-Т, опубликованном вчера в "Вестнике Банка России". Из него следует, что на рынке выявлены случаи перевода средств в другой банк или просто закрытия счетов клиентами, после того как банк стал задавать им дополнительные вопросы по отмыванию или вовсе отказал в проведении операций по антиотмывочным основаниям. В связи с этим ЦБ рекомендует банкам считать подозрительными такие операции и информировать о них Росфинмониторинг.

Напомним, право отказывать в проведении операции подозрительным клиентам или и вовсе закрывать им счета у банков появилось летом 2013 года. О потенциальной проблеме "удобного" ухода криминальных клиентов из банка, при котором банки не информируют Росфинмониторинг, так как избавляются от подозрительного клиента, говорил еще в апреле этого года замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный (см. "Ъ" от 2 апреля). Теперь последовали меры по ее разрешению.

По мнению зампреда НСФР Александра Наумова, рекомендации ЦБ, возможно, помогут Росфинмониторингу оперативнее выявлять подозрительных клиентов банков. Логично выглядит рекомендация ЦБ и по мнению руководителя группы по системам комплаенс и ПОД/ФТ КПМГ в РФ и СНГ Дмитрия Чистова. "Это разумная реакция, которая направлена не просто на то, чтобы "рубить хвосты" многоходовых операций, не докапываясь до их источника, а реально отслеживать всю цепочку, используемую для легализации преступных доходов и финансирования терроризма",— уверен он.

Впрочем, предложенная мера не панацея, считает член экспертного совета Института финансового планирования Алексей Гусев: "Во-первых, дополнительный "антилегализационный" запрос от банка может быть и неофициальным, и если в таком случае клиент сделает правильные выводы и самостоятельно закроет счет, сообщать о такой операции банку не придется". При этом, по мнению главы отдела финмониторинга банка топ-50, реализация рекомендаций ЦБ чревата для банков риском быть обвиненными в высокой вовлеченности в проведение сомнительных операций. "Одно дело, когда банк информирует Росфинмониторинг о закрытии счетов, и совсем другое — о выводе денег с них",— рассуждает он. Если ЦБ будет учитывать эти операции как сомнительные, а объемы средств, выведенных со счетов перед их закрытием, суммировать в целях исчисления их объемов, то объем сомнительных операций будет искусственно завышаться, и банк может автоматически превысить планку в 3 млрд руб. сомнительных операций, после чего следует отзыв лицензии.

Ольга Шестопал, Светлана Дементьева

Вся лента