Фокус на качество

рейтинг

Рынок лизинга сокращается: объем нового бизнеса за девять месяцев 2014 года составил 565 млрд руб. (сокращение по отношению к девяти месяцам 2013 года — 3%), а сумма новых договоров лизинга — 802 млрд руб. (сокращение на 17%).

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Согласно предварительным данным исследования "Эксперт РА", лидером рынка по-прежнему остается "ВЭБ-лизинг". В топ-3 по объему нового бизнеса за девять месяцев 2014 года также вошли "ВТБ Лизинг", поднявшийся с третьего на второе место, и компания "Европлан", занявшая третью позицию. В совокупности на тройку лидеров приходится около 35% всего объема нового бизнеса (за девять месяцев 2013 года — 32%).

Ухудшение ситуации с ликвидностью и качеством портфелей в банковском секторе, ключевом источнике ресурсов для лизинговых компаний, заметно осложнило возможности последних по финансированию долгосрочных проектов. В условиях волатильности курса рубля и роста ставок по кредитным ресурсам лизингодатели отдают предпочтение сделкам с короткими сроками и небольшими объемами финансирования, спрос на такие продукты обеспечивают представители малого и среднего бизнеса. Так доля "розничного" сегмента** в новом бизнесе за первое полугодие 2014 года составила около 43%, а темпы прироста количества сделок — 15%. Наращивание сделок с МСБ, по оценке "Эксперт РА", продолжится и во втором полугодии 2014 года, однако "розничный" сегмент не сможет удержать рынок лизинга от дальнейшего снижения. Это подтверждают и лизингодатели. Например, по словам генерального директора ГЛК "Газпромбанк Лизинг" Максима Агаджанова, в текущем году практически все договоры лизинга с клиентами заключаются в рублях в связи с высокой волатильностью валюты, в то время как в прошлом году компании были готовы взять на себя риски по обеспечению сделок в валюте. "В настоящее время мы видим, что лизингополучатели ориентируются на сделки до трех-пяти лет, чтобы избежать лишних обязательств в долгосрочной перспективе",— комментирует эксперт.

В 2014 году, согласно данным исследования "Эксперт РА", со стороны клиентов увеличился спрос на возвратный лизинг, который является эффективным источником пополнения оборотных средств в условиях нехватки ликвидности. Дальнейшее сужение банковского кредитования может привести в 2015 году к дополнительному росту спроса на возвратный лизинг со стороны компаний, которые почувствуют нехватку свободных денежных средств. Однако не стоит забывать, что лизингодатели также испытывают проблемы с ликвидностью и нередко вынуждены отказывать клиентам в предоставлении такой услуги. При этом лизинговые компании могут столкнуться со значительными рисками в подобных сделках: оценка реальной ликвидности оборудования, которое уже находится в эксплуатации, юридическая оценка права собственности, а также риск неполного выкупа имущества клиентом, который испытывает проблемы.

Видя риски в возвратном лизинге, банки также будут менее охотно идти на предоставление кредитов под такие сделки. Поэтому договоры по этому виду лизинга в основном будут заключаться с лизингополучателями, сотрудничество с которыми проверено временем. Заметная часть лизингодателей отмечает ухудшение взаиморасчетов между контрагентами с начала года и увеличение просрочек по договорам. Доля просроченной задолженности по рынку составила не менее 4% (годом ранее — около 2,5%), в то время как в "розничном" секторе, по оценкам "Эксперт РА", она составляет в среднем около 5-6%. В структуре просроченной задолженности лизингополучателей выросла доля платежей, просроченных на 30 дней и более. Поэтому дальнейшее ухудшение макроэкономической ситуации в стране может ощутимо повлиять на рост неплатежей. По словам Максима Агаджанова, значительное влияние на эту динамику будет оказывать политика риск-менеджмента, которой лизинговые компании придерживались в прошлом году. То есть если требования риск-менеджмента были смягчены для стимулирования собственного роста, в текущем году последствием данной меры могут оказаться снижение платежной дисциплины и рост задолженности. К слову, проблемная задолженность у некоторых лизинговых компаний на 1 июля составляет более 10% от портфеля, что говорит о возможной потере значительной части будущих платежей. Худшим исходом в такой ситуации может стать уход компании с рынка лизингодателей или продажа портфелей. Ряд лизингодателей, собственники которых обладают значительными объемами финансовой поддержки, уже присматривается к портфелям других участников рынка. Наибольшей популярностью пользуются портфели с высокой долей ликвидного имущества (в первую очередь автотранспорт), а также с оборудованием от надежных и крупных поставщиков, что сможет заложить основу партнерских отношений для наращивания портфеля в будущем. Поэтому в лизинговой отрасли возможна локальная консолидация активов в 2015 году.

Удорожание пассивов и снижение качества активов оказывает давление на маржинальность лизингового бизнеса в России. По данным исследования "Эксперт РА", наибольший размер маржи лизингодателя за девять месяцев 2014 года составляет около 15% — такой уровень показали компании, основная часть портфеля которых приходится на строительную технику, легковой и грузовой автотранспорт. Наименьшая маржа на рынке составила около 1,5% — такой уровень зачастую характерен для портфелей, состоящих в основном из железнодорожной техники, что, как правило, объясняется невысокими тарифами на отдельные виды вагонов. Между тем, несмотря на риски снижения рентабельности бизнеса, большинство компаний не планирует сокращения расходов в ближайшей перспективе. Хочется верить, что уроки последнего кризиса были учтены и участники рынка в основном уже провели оптимизацию расходов.

Согласно пессимистичному прогнозу "Эксперт РА" на текущий год, сокращение лизингового рынка может составить до 20%, а новый бизнес не превысит 630 млрд руб. Позитивный сценарий предполагает сокращение рынка лизинга в 2014 году на 5% (новый бизнес составит около 745 млрд руб.). Несмотря на вступление в силу регламента Таможенного союза, согласно которому теперь для продления срока эксплуатации вагона требуются его модернизация и сертификация, резкого обновления ж/д парка мы не ждем. Кроме того, в настоящее время тарифные льготы, которые должны подталкивать операторов к обновлению парка, распространяются только на вагоны Тихвинского вагоностроительного завода, при этом в случае резкого роста спроса на новые вагоны заводу потребуется некоторое время для расширения производственных мощностей. В связи с этим, по нашим оценкам, сегмент ж/д техники продолжит падение (-35%, при оптимистичном сценарии -16%). Лизинг самолетов после взрывного роста в прошлом году будет сжиматься до 10%, а согласно пессимистичному прогнозу — до 20%, так как этот сегмент очень зависим от иностранных авиастроительных компаний и партнеров по обслуживанию воздушных судов, на сотрудничество с которыми сейчас оказывает существенное влияние внешнеполитическая обстановка. Рост, по мнению агентства, продемонстрирует автолизинг (около 15%). Однако в случае серьезного ухудшения конъюнктуры авторынка (спад автопродаж во втором полугодии текущего года составит около 16%, а за весь год — 12%)** сегмент может упасть на 5%. В остальных сегментах рынка лизинга мы ожидаем темпов сокращения нового бизнеса до 14%, по позитивному прогнозу — до 6%. Согласно прогнозу "Эксперт РА", российский рынок лизинга будет сокращаться (при позитивном и при негативном сценарии), поэтому мы считаем, что темпы прироста полученных платежей превысят темпы прироста профинансированнных средств.

Руслан Коршунов

*К "розничным" сегментам Агентство относит: легковой и грузовой автотранспорт, строительную и сельскохозяйственную технику, торговое оборудование.

**Согласно прогнозам Ассоциации европейского бизнеса.

Предварительный рэнкинг топ-20 лизинговых компаний России по итогам девяти месяцев 2014 года

Место по новому бизнесу Наименование ЛК Объем нового бизнеса за 9 мес. 2014г. (сумма стоимости предметов лизинга по новым  сделкам,  без НДС), млн. руб. Темпы прироста нового бизнеса         9 мес. 2014г./      9 мес. 2013г.  Сумма новых договоров лизинга за 9 мес. 2014г., млн. руб. Темпы прироста суммы новых договоров        9 мес. 2014г./        9 мес. 2013г. 
01.10.2014 01.10.2013
1 1 ВЭБ-лизинг 85 763,4 8,7% 120 199,2 -24,5%
2 3 ВТБ Лизинг 78 136,3 67,5% 101 991,3 23,8%
3 - Европлан 32 384,4 -                  -  -
4 5 ТрансФин-М 25 587,0 -9,7% 54 559,8 -45,2%
5 2 СБЕРБАНК ЛИЗИНГ (ГК) 23 163,1 -61,6% 37 864,6 -59,0%
6 - РЕЙЛ1520 (ГК) 16 038,0 - 12 871,0 -
7 4 Газпромбанк Лизинг (ГК) 15 786,0 -47,3% 26 450,0 -40,2%
8 8 Балтийский лизинг (ГК) 15 534,7 11,3% 23 057,3 11,7%
9 - Сименс Финанс 12 200,7 - 17 500,7 -2,3%
10 6 Государственная транспортная лизинговая компания 10 708,7 -44,1% 17 603,3 -54,5%
11 10 Газтехлизинг 9 517,4 -8,0% 15 385,5 -34,1%
12 12 ОЛК РЕСО-Лизинг 9 474,3 19,7% 14 169,1 20,3%
13 14 Элемент Лизинг 8 061,8 11,0% 12 145,9 14,2%
14 7 Альфа-Лизинг (ГК) 6 005,6 -62,5% 11 499,9 -50,7%
15 18 ЮниКредит Лизинг и Локат Лизинг Руссия 5 511,1 37,1% 7 662,6 24,3%
16 15 СТОУН-XXI (ГК) 5 110,4 -4,2% 7 480,1 -4,5%
17 39 Металлинвестлизинг 4 757,4 237,5% 6 999,4 254,9%
18 17 Система Лизинг 24 4 529,4 -4,1% 7 422,1 6,6%
19 16 Интерлизинг (ГК) 4 419,2 -15,0% 6 728,5 -13,8%
20 - КАМАЗ-ЛИЗИНГ (ГК) 4 407,5 - 5 200,8 -43,8%

Источник: "Эксперт РА".

Вся лента