Завод погашенного машиностроения

Окончена многолетняя процедура банкротства «Омсктрансмаша»

В Омске суд завершил длившуюся 12 лет процедуру банкротства бывшего флагмана военно-промышленного комплекса региона ГУП «Омский завод транспортного машиностроения». Конкурсный управляющий предприятия констатировал, что распроданных активов хватило лишь на погашение 1,05 млрд руб. обязательных платежей. Ни с одним из кредиторов заводу рассчитаться не удалось, и порядка 2,4 млрд руб. у ГУП осталось непогашенным.

Арбитражный суд Омской области вчера рассмотрел ходатайство конкурсного управляющего ГУП «Омсктрансмаш» Юрия Ремизова о завершении процедуры банкротства предприятия. Управляющий доложил, что им выполнены все необходимые в рамках несостоятельности мероприятия. «Все работники уволены, в полном объеме выплачена задолженность по заработной плате и выходным пособиям (695 млн руб. — „Ъ“). Документы, подлежащие длительному хранению, переданы в ОАО ”КБТМ”, расчетный счет ”Омсктрансмаша” закрыт», — сообщил суду Юрий Ремизов. Управляющий также добавил, что ему почти полностью удалось рассчитаться лишь по обязательным платежам ГУП, выплатив бюджетным и внебюджетным фондам, сотрудникам предприятия и кредиторам по исполнительным листам 1,05 млрд руб. за счет продажи активов предприятия (не погашенными в этой части остались 49,5 млн руб. — „Ъ“).

Присутствовавшие на заседании представители кредиторов — налоговой службы, регионального теруправления Росимущества, главного управления Федеральной регистрационной службы по Омской области, ОАО «ОТП банк» и ОАО «МРСК Сибири» — возражать против завершения конкурсного производства в «Омсктрансмаше» не стали. Выслушав стороны, суд постановил завершить процедуру банкротства ГУП. «Данное определение является основанием для внесения записи о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц», — пояснила присутствующим судья.

ГУП «Омский завод транспортного машиностроения» производило танки Т-80У и Т-80УК, модернизировало танки Т-55. В 1998 году предприятие остановило выпуск танков Т-80, а в 2002 году по иску акционерной компании ”Омскэнерго” на заводе была запущена процедура банкротства. Тогда долги перед кредиторами составляли порядка 1 млрд руб. В декабре 2002 года на предприятии было введено внешнее управление, а через три года открыто конкурсное производство, которое продлялось на протяжении девяти лет. В 2007 году основные производственные мощности ГУП выкупило за 695,55 млн руб. ФГУП «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» (КБТМ), которое позже было акционировано, а затем вошло в ОАО «Научно-промышленная корпорация ”Уралвагонзавод”». В январе 2009 года оставшиеся активы на закрытых торгах за начальные 309 млн руб. выкупило челябинское ООО «ЧТЗ-Уралтрак». В июле 2014 года решением совета директоров ОАО «КБТМ» переименовано в ОАО «Омсктрансмаш».

Помощник конкурсного управляющего ГУП Ольга Жбанкова вчера пояснила „Ъ“, что за всю процедуру банкротства предприятию не удалось рассчитаться ни с одним кредитором, включенным в реестр. «Ввиду нехватки денежных средств не удалось удовлетворить требования 50 включенных в реестр кредиторов в размере 1,3 млрд руб. и налоговой службы в размере 1,1 млрд руб.», — пояснила госпожа Жбанкова. По ее сведениям, наиболее крупными кредиторами ГУП являлись ОАО «Сбербанк России» с долгом порядка 200 млн. руб., ОАО «ОТП банк» — 45 млн руб., ОАО «МРСК Сибири» — 32 млн руб.

Кредиторы, чьи долги не были погашены в рамках процедуры банкротства, вчера пояснили, что не стали возражать против завершения конкурсного производства, поскольку у предприятия не осталось активов, чтобы их погасить. «Взыскание миллиардной задолженности по данному делу невозможно, а окончание длительной процедуры конкурсного производства завода позволит ее списать», — сказал „Ъ“ источник в налоговой инспекции. В омском отделении Сбербанка России и МРСК Сибири оперативно ответить на запрос „Ъ“ не смогли. В ОАО «Омсктрансмаш» и «Уралвагонзаводе» комментировать завершение конкурсного производства не стали.

Эксперты считают, что правопреемнику ГУП — ОАО «Омсктрансмаш» — банкротство не грозит. «Банкротство современного оборонного предприятия было исторической ошибкой, в ГУП перестали поступать заказы, так как оно было узкоспециализированное и профильное, а оперативно провести конверсию не удалось. На примере ГУП была получена хорошая прививка, и сейчас завод крепко стоит на ногах и помимо военной техники расширяет гражданскую нишу, уменьшая долю госзаказов», — отметил бывший первый заместитель министра промышленной политики, транспорта и связи Омской области Виктор Белов.

Ольга Данилова

Вся лента