Цена вопроса

Дмитрий Поликанов, вице-президент ПИР-Центра

Военная риторика вокруг Украины усиливается. НАТО проводит учения в Эстонии против "крупной недружественной державы" и кивает на массированные пересечения границы российской военной техникой. Украинские политики грозят "третьей мировой" и поднимают градус напряженности. Россия приступает к планам укрепления военной группировки в Крыму. Хрупкий статус-кво, построенный на обтекаемых формулировках Минского протокола, начинает давать трещины.

Перемирие на Украине не дает покоя многим. Кому-то из-за того, что не выполнена главная цель — наказание Москвы, принуждение ее к изменению поведения, смена режима в России. Кого-то беспокоит усиливающееся взаимодействие Москвы с Пекином, в том числе неоднократные намеки на введение национальных валют во взаиморасчетах. Кто-то ждет войны, чтобы списать на нее всевозможные экономические трудности. Кто-то пытается усилить собственную значимость — мол, ради нас схлестнутся великие мира сего. Ну а украинским военным банально нужно увеличение финансирования — ведь министр обороны прямо говорит о неподготовленности армии к зиме и нехватке зимнего обмундирования.

Несмотря на обилие интересантов, очевидно, что войти в масштабную зимнюю кампанию стороны не готовы. Хотя бы по той причине, что летние бои истощили силы и украинской армии, и ополченцев. Быстро восстановить эти силы не удастся ни западными поставками, ни гуманитарными конвоями.

Не нужна полномасштабная война на Украине и мировому сообществу. Горячий конфликт в центре Европы слегка утомил самих европейцев, да и издержек от него будет больше — и для общественного мнения, и экономических. Ибо как бы Европа ни абстрагировалась от этого бремени, но платить за "европейский путь" Украины придется все-таки ей. Когда силы американцев брошены на уничтожение боевиков "Исламского государства" в Сирии и Ираке, рассчитывать на то, что западные страны ввяжутся в открытые военные действия на Украине, не приходится.

Очевидно также, что "политическая" и "информационная война" будет только усиливаться. Ведь этих бескровных ресурсов никому не жалко. Тем более что цена ответственности за брошенные в сеть или в эфир слова катастрофически снизилась. В прежние времена не меньше половины делаемых ныне заявлений стали бы реальным casus belli, привели бы к официальному объявлению войны. Поэтому в топку борьбы за умы на время зимней паузы будут наверняка подброшены дополнительные силы и средства. Будет неудивительно и страшно, если появится очередной "Боинг", "во всем сознавшиеся пленные", "замерзающие города" или другие бесчеловечные и потому яркие сюжеты.

Опасен возможный эффект "ружья на стене". Высокий градус напряженности и мелкие провокации могут вновь привести к реальному кровопролитию. Не по злому умыслу, а по стечению обстоятельств. Ценой для мира станет дальнейшее усиление Китая, укрепление позиций международных экстремистов (пока силы их противников скованы), хаос в центре Европы и новые потоки беженцев. Слишком дорогая "управляемая неопределенность", которая вряд ли даст усилиться одинокой сверхдержаве, чей электорат озабочен внутренними проблемами. Воистину всем будет спокойнее отложить Украину до весны.

Вся лента