«От государства нужна инфраструктура»

— Интервью —

Хабаровский филиал группы компаний DoorHan недавно расширил собственные производственные мощности, вложив в строительство нового здания в Южном промузле площадью порядка 5 тыс. кв. м около 150 млн руб. Сейчас подразделение занимает порядка 80% рынка подвижных ограждающих конструкций Хабаровского края, Амурской области и Сахалина, но в развитии останавливаться рано, говорит директор филиала Игорь Баранов. „Ъ“ он рассказал о том, как планы компании могут быть согласованы с планами властей по созданию территорий опережающего развития (ТОР) и стимулированию инвесторов.

— Сейчас вы завершаете строительно-монтажные работы в своем новом здании. Что дальше?

— Далее планируется строительство логистического центра — регионального индустриального парка. В нем компаниям малого и среднего бизнеса будут предоставляться площади для размещения собственных складских и производственных мощностей. DoorHan выступит как управляющая компания, обеспечивающая инфраструктуру.

— Как это может быть связано с территорией опережающего развития, которую планируется разместить в районе села Ракитное?

— ТОР — это уже инициатива властей. Но расположение площадки, на наш взгляд, не включает в себя территорию уже работающих и активно развивающихся предприятий.

К тому же далеко такие инженерные сети как газ, вода, канализация. По электричеству — Южная подстанция перегружена, дополнительных мощностей для подключения новых предприятий нет. Без газа довольно дорогое отопление, размещение энергоемких производств убыточно, а прокладка газопровода — удовольствие не из дешевых, порядка 7 млн рублей на километр трубы. Плюс вести проектные работы, отводить земли. И кто-то, конечно, должен взять это на себя.

— Государство?

— Государство, разумеется, должно смотреть на «слабые места» и брать на себя развитие инфраструктуры. Сейчас Южный промузел активно развивается, наверное, здесь уже под сотню предприятий. А посмотрите на элементарные вещи — здесь дорог нормальных нет, не говоря уже о ливневой канализации вдоль них. Общественного транспорта тоже нет: один маршрут, 33-й, утром и вечером битком, а днем не дождешься.

— А если это будет на условиях софинансирования, вы сами готовы вкладываться в инфраструктуру?

— А мы пока и вынуждены это делать сами. Сейчас занимаемся газом, это совместный проект четырех предприятий: нашего, завода алюминиевых конструкций, «Торэкса» и «Монолита-ДВ».

— По такому же принципу можно начать строить, скажем, дороги?

— Вряд ли. Газ понятно — на отоплении можно сэкономить значительные средства, а топить углем — и сложно, и требует дополнительных затрат, например, чтобы держать штат кочегаров. Но дороги, на мой взгляд — это забота исключительно государства, транспортный налог-то мы все платим. Дорога от нас к улице Суворова давно требует реконструкции: по ней каждый день ходят фуры, и состояние ее легко представить. А улица Суворова вообще не приспособлена для приема фур, там проходит дождь — и все топит.

— Железная дорога — не альтернатива?

— С ними дорого работать. Если они проведут свою линию, то потом еще и бремя возложат на тебя как на пользователя по поддержанию дороги в работоспособном состоянии.

— Что еще нужно от государства бизнесу? Налоговые льготы?

— Я, например, не уверен, есть ли смысл во всеобщих налоговых послаблениях. Каждый случай нужно смотреть индивидуально, у каждого предприятия — своя экономика. А вот инфраструктуры не хватает как раз для развития. По сути, от государства она и нужна. И еще помощь в оформлении всех документов, связанных с землей. Ведь ездить и согласовывать все это можно годами, я сам все это прохожу — мы оформляем уже второй участок. А смысла ждать, например, год, чтобы получить кусок земли, для инвестора нет никакого.

— Если государство обустроит дороги, подведет газ, бизнесу останется только работать?

— Здесь нужно думать дальше: строить жилье, давать преференции в его получении, предоставлять какие-то льготные долгосрочные кредиты. Любой согласится платить деньги, если можно работать и жить рядом. Сейчас добраться до работы в Южном промузле — проблема. Не все могут позволить себе служебный транспорт. И мы платим по 100 тыс. рублей в месяц, чтобы возить своих 45 работников на наемных автобусах. Если государство, создав инфраструктуру, будет вкладывать в людей, средства пойдут целенаправленно и будут тратиться разумно, думаю, все будет здорово.

Беседовал Дмитрий Щербаков

Вся лента