Осторожно, ворота раскрываются

В белгородском аэропорту может появиться региональный перевозчик

Управляющее белгородским аэропортом ОАО «Воздушные ворота Белогорья» планирует создать регионального авиаперевозчика. Об этом „Ъ“ вчера рассказал гендиректор ОАО Олег Александров. Он рассчитывает, что базирующаяся в облцентре авиакомпания позволит увеличить ежегодный пассажиропоток местного аэропорта на 200 тыс. человек. По предварительным оценкам аналитиков, реализация проекта может потребовать до 4,5 млрд руб. Участники рынка считают, что Белгород с населением в 380 тыс. человек не нуждается в собственном авиаперевозчике, а новый игрок на уже насыщенном рынке может вскоре понести убытки.

Создание регионального перевозчика должно позволить аэропорту Белгорода существенно нарастить пассажиропоток

Фото: belgorodavia.ru

Гендиректор ОАО «Воздушные ворота Белогорья» Олег Александров рассказал вчера „Ъ“, что началась работа по созданию региональной авиакомпании с собственным парком воздушных судов. По словам господина Александрова, около 30% средств в новую компанию должен внести учредитель (само ОАО), остальные планируется привлечь в виде кредитов. На первоначальном этапе авиапарк будет состоять из трех среднемагистральных Bombardier на 50 мест. Впрочем, концепция нового перевозчика до конца еще не определена: «О финансировании говорить еще рано, пока нет банка-кредитора, нет и нового юрлица. Есть бизнес-план, ведутся переговоры с партнерами».

Говоря о направлениях, которые собирается обслуживать новая компания, господин Александров пояснил: «Есть документ от Центра стратегических разработок (некоммерческая организация, занимающаяся экспертной поддержкой проводимых в регионах РФ реформ. — „Ъ“), где порядка 20 внутренних и 24 международных направлений, которые в перспективе может обслуживать белгородский аэропорт, по половине мы уже работаем». Конкретизировать информацию о направлениях полетов и сроке их начала гендиректор не стал, однако предположил, что «авиакомпания даже из трех самолетов Bombardier позволит в белгородском аэропорту перевезти дополнительно 200 тыс. пассажиров в год». «В реестре наш аэропорт позиционируется как резервный. Мы не ставим задачи оттягивать на себя перевозчиков из того же Домодедова. Люди хотят летать прямыми рейсами, но в качестве пересадочного узла местный аэропорт тоже функционирует. Мы надеемся, что сможем сочетать в себе региональные и международные перевозки», — добавил господин Александров.

По данным СПАРК-Интерфакс, ОАО «Воздушные ворота Белогорья» зарегистрировано в 2009 году с уставным капиталом в 530,78 млн руб. Генеральный директор — Олег Александров. 45,23% акций ОАО владело ООО «Социальное партнерство», но в середине сентября стало известно, что компания выходит из списка аффилированных лиц ОАО; другая крупная доля — 51,6% — находится у администрации Белгородской области. Выручка за 2013 год — 442,23 млн руб., чистая прибыль — 19,9 млн руб. Основной вид деятельности — организация работы терминалов, управление аэропортами.

Сегодня рейсы из Белгорода выполняют «ЮТэйр» (Внуково), «Икар» (в Бангкок), Air Europa (Барселона), Royal Flight (Гоа), «АК Барс Аэро» (Казань и Калининград), «Газпром авиа» (Внуково, Новый Уренгой, Нягань), «Полет» (Домодедово), «Руслайн» (Домодедово) и другие авиакомпании. По данным местного аэропорта, рост пассажиропотока за три квартала текущего года составил 48% к аналогичному периоду 2013-го (с 212,8 до 315,6 тыс. пассажиров).

«Если новый перевозчик решит летать в Москву, то нам придется вносить корректировки в свое расписание», — рассказали „Ъ“ в авиакомпании «Руслайн». Там отметили, что на сегодняшний день «потребности в авиаперевозках Белгородской области удовлетворяются в полном объеме» и предупредили, что у проекта «Воздушных ворот Белогорья» «как и у любого стартапа, начинающего свою работу в сложный экономический период, трудностей может быть немало»: «Такому низкомаржинальному бизнесу, как региональные авиаперевозки, угрожает нестабильная ситуация на рынке, расчеты в долларах по закупке запчастей в условиях падающего курса рубля, конкуренция со стороны более крупных авиакомпаний, сложности с “раскачкой” пассажиропотока на так называемых социальных маршрутах».

Замгендиректора авиакомпании «Полет» Дмитрий Потапов также считает, что «для такого небольшого города, как Белгород (379,5 тыс. человек по данным за 2014 год. — „Ъ“), собственная авиакомпания не нужна», если только это не имиджевый шаг. Господин Потапов полагает, что из-за сильной конкуренции местный перевозчик может получить убытки: «Рентабельность новому игроку могут дать более низкие по сравнению с конкурентами цены на билеты. Однако с учетом удорожания перевозок при вероятной покупке самолетов в лизинг, а также динамики цен на топливо и техобслуживание появляется возможность финансовых потерь». «В конечном итоге все зависит от компетентности менеджеров», — добавил господин Потапов.

Аналитик ИК «Русс-инвест» Мария Шишкина предположила, что «создание авиакомпании может потребовать около 4,5 млрд руб., учитывая стоимость одного самолета на уровне 1,2-1,4 млрд руб.».

Глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что «создание базовой авиакомпании позволит увеличить пассажиропоток и улучшить транспортную сеть в макрорегионе». Однако эксперт полагает, что в «не самые благоприятные времена с точки зрения макроэкономики сложно рассчитывать на низкие лизинговые ставки — стартапам лизингодатели не доверяют». Господин Пантелеев отметил, что на рынке есть свободные самолеты и подготовленные пилоты: «Недавно “ЮТэйр” вывела из эксплуатации несколько Bombardier CRJ-200, следовательно, предложение самолетов и персонала будет достаточным». Но у нового игрока в будущем все равно могут возникнуть проблемы из-за ограниченного парка машин: «Есть вероятность, что после раскатки новых направлений из Белгорода против 50-местных Bombardier конкуренты поставят на те же направления самолеты с большей вместительностью и меньшими издержками. Соответственно, у федеральных перевозчиков будет преимущество в цене на билеты».

«“Полет” из-за сложной финансовой ситуации вряд ли сможет долго конкурировать с новым перевозчиком по цене билета, а всего одна частота в день не позволит ему переманивать пассажира удобным расписанием. “ЮТэйр”, несмотря на преимущество из-за возможности стыковок рейсов в своем базовом аэропорту Внуково, в ближайшее время не будет расширять объемы региональных перевозок. Таким образом, ключевым конкурентом для местной компании станет имеющий наибольшую частоту полетов “Руслайн” с крупным флотом из тех же Bombardier», — резюмировал Олег Пантелеев.

Сергей Калашников, Дарья Бородина

Вся лента