Обычный особенный театр

Ольга Федянина о спектакле «Кристофер и отец»

Спектакль, который поставили в театре-студии «Круг-2» легко смотреть, зато о нем сложно рассказывать. Ни театр, ни режиссер Андрей Афонин в этом не виноваты — просто ни у российского общества в целом, ни у российской культурной среды в частности до сих пор нет языка, которым такие спектакли и такие театры описываются.

"Такие" театры — это прежде всего "такие" актеры. "Особые", "с особенностями развития", "с ментальной инвалидностью", "с ограниченными возможностями" — слова неловкие и кривые, слова, призванные не задеть, с одной стороны, и не напугать — с другой. Потому что если напугать, то встреча не состоится, публика просто не доберется до театра, решив не подвергать опасности собственное душевное равновесие. Немного настороженности, немного любопытства, немного стеснения за себя, немного опаски за других — с такого богатого разнообразия эмоций в зрительном зале начинается спектакль интегрированного театра "Круг-2". Пока не поднимется занавес.

Пойти на спектакль "Кристофер и отец" (как и на другие спектакли "Круга-2") стоит, хотя бы ради того, чтобы увидеть, с какой скоростью публика умеет менять свое настроение. Как только на сцене появляется первый исполнитель, вернее, исполнительница, страха и неуверенности в зале как будто никогда и не было.

Спектакль состоит из классических цитат, хореографии, пантомимы, из монологов, основанных на собственных биографиях исполнителей. А кроме всего этого он состоит из совершенно солнечного обаяния десятка людей, которые непривычно выглядят, странно двигаются, которым иногда сложно говорить.

Если отбросить все слова-подпорки, то нужно просто сказать, что режиссер Андрей Афонин собирает в своем спектакле исполнителей, которых современное общество (не только российское) считает в разной степени инвалидами,— и с огромной тщательностью создает спектакль, который ни на секунду не превращается ни в выставку человеческих увечий или несчастий, ни в шоу, ни в цирковое представление. В этом спектакле вообще нет ни одного бестактного мгновения — ни по отношению к публике, ни по отношению к исполнителям.

Интегрированная театральная студия «Круг-2». Спектакль «Кристофер и Отец»

Фото: Леонид Сельменев

Череда сцен, в которых "обыкновенные" и "особые" актеры вместе рассказывают — показывают, протанцовывают, пропевают — историю взаимоотношений сына и отца, скреплена, кроме обаяния, еще и одной способностью, которая до того редкостна, что в театре практически не встречается. Способность эта полностью проявляется в любом полуминутном эпизоде или даже простом проходе — в отличие от любых других актеров, студийцы "Круга-2" полностью сосредоточены на том, что они делают на сцене. То пустое пространство, зазор между ролью и человеком, который профессиональный актер заполняет, в меру возможностей, самолюбованием и рефлексией, у актеров "Круга-2" отсутствует полностью. Будь то пластический этюд на тему одиночества, монолог о детстве, сложная пантомима — поглощенность всех исполнителей процессом неизменна и равна 100%. А от этого и зрителю невозможно оторваться от любого действия — даже если это простое пересыпание песка.

При этом люди на сцене отлично знают, что они играют, что здесь театр, что по ту сторону — публика. В том и фокус: не режиссер показывает своих исполнителей, исполнители сами показывают себя и свои истории — и про трудное детство, и про одиночество, и про теплоту, и про разобщенность, и про любовь. Они делятся этими историями с публикой не ради жалости и сострадания, а ради того, для чего когда-то, пару тысяч лет назад, и начинался театр — ради того, чтобы во время спектакля изменились и сами актеры, и зрители. Чтобы произошла метаморфоза.

Она и происходит — когда зажигается свет, люди в зале еще какое-то время рассматривают друг друга, осознавая, как странно, в сущности, выглядят "обычные" люди.

Расписание спектаклей на www.kroog2.ru

Пять самых известных интегрированных и "особенных" театров Европы

Театральные коллективы, в которых заняты люди с особенностями развития, стали появляться в Европе в 70-е годы, на волне так называемого антипсихиатрического движения, протестовавшего против консервативного представления о "норме" и геттоизации жизни инвалидов. Сегодня таких театров несколько сотен, они принимают участие в специализированных и обычных театральных фестивалях, гастролируют по всему миру. Самый известный европейский фестиваль "особенных" театров — фестиваль No Limits в Берлине

HORA
Цюрих, Швейцария

Театр, основанный в 1993 году театральным педагогом Михаэлем Эбером, ставит своей задачей развивать художественные таланты людей с особенностями умственного развития. С 1998 года работает с приглашенными режиссерами и хореографами, которые за прошедшее время осуществили более 50 постановок. С 2005 года театр является также соорганизатором международных фестивалей, музыкальных проектов и выставок. Единственный в Швейцарии профессиональный театр для "особенных" актеров. Предлагает также профессиональное актерское образование для людей с особенностями умственного развития.

www.hora.ch


Klabauter
Гамбург, Германия

Один из старейших театров Германии, труппа которого состоит из профессионально работающих актеров с особенностями развития. Проект возник из кооперации гамбургского театра Thalia с муниципальными интеграционными проектами. В настоящее время в штате театра работают 13 актеров. Режиссеры-педагоги работают с актерами, используя элементы педагогических систем Станиславского, Брехта и Гротовского, особое внимание уделяется дыхательным техникам и технике речи. Репертуар включает в себя классические драмы, работа с ними основана на импровизациях, которые постепенно превращаются в законченное действие. С 2006 года у театра есть собственное помещение с большой сценой и залом на 100 мест.

www.theater-klabauter.de


Thikwa
Берлин, Германия

Интеграционный театр, существующий с 1990 года, в котором актеры работают над спектаклями, объединяющими классический разговорный театр, перформанс, музыку и хореографию. Театр работает с приглашенными постановщиками — режиссерами и хореографами. На основе спектаклей создаются также видеофильмы и выставки. Во всех проектах участвуют наравне как люди с ограниченными возможностями, так и "обычные" артисты и художники. Члены труппы регулярно участвуют в постановках других театров, в киносъемках. Помещение, в котором играет театр, в прошлом году реконструировано и превращено в первое в Германии полностью безбарьерное пространство и для зрителей, и для исполнителей.

www.thikwa.de


Театр Maatwerk
Роттердам, Голландия

Театр существует более 20 лет и работает с людьми с задержкой умственного развития. Проект начинался как чисто терапевтический, но два часа занятий в неделю через шесть лет превратились в полноценную пятидневную репетиционную программу. С 1996-го у труппы есть свой собственный маленький театр в Роттердаме. Театр создает не только спектакли в помещении, но и уличные спектакли, с которыми гастролирует по всей Европе. Труппа, администрация и технический персонал являются штатными сотрудниками театра. Кроме пятидневных репетиций, в театре есть разнообразные тренинги, в том числе голосовой тренинг и йога. Театр выпускает одну премьеру ежегодно, которую играют в среднем 40 раз в году.

www.theatermaatwerk.nl


Stap Тюрнхаут, Бельгия

Театр возник как совместный проект министерства культуры и министерства социального обеспечения Бельгии: они создали амбулаторный центр для людей с задержкой умственного развития, в терапевтической программе которого центральную роль играет драматическое искусство. Театр привлекает к работе приглашенных режиссеров и позиционирует себя как полноценного и равноправного участника культурной жизни страны, принимая участие в общетеатральной системе распространения билетов, организуя традиционные рекламные кампании. Репертуар театра составляют сделанные самими актерами и приглашенными режиссерами и драматургами адаптации пьес Чехова, Пиранделло, Бюхнера, античных авторов. Театр финансируется как государственными субсидиями, так и частными спонсорами.

www.theaterstap.be

Вся лента