"4 ноября как праздник исчезнет потому, что его никак не удается визуализировать"

В течение нескольких лет социологи отмечают высокую долю россиян, не умеющих точно ответить на вопрос о празднике, отмечаемом 4 ноября. Журналист Дмитрий Губин считает, что причина вовсе не в политической составляющей.

Фото: Фото из личного архива Д. Губина

Держу пари, что день 4 ноября как официальный праздник продержится максимум одну смену российских элит. И вовсе не потому, что вы или ваши знакомые путаетесь, как называть отмечавшийся уже десятый год выходной — День единения? Или День единства? А единства национального или народного? Или все же день примирения и согласия — но тогда в чем и с кем? 4 ноября в этом смысле колоссально проигрывает 7 ноября, с которым все было ясно — день октябрьской революции, которая в России перевернула все, и даже октябрь сделала ноябрем.

4 ноября не продержится не только потому, что идеологическая начинка невнятна. Вспоминая окончание русской смуты, придется вспомнить и официальную коронацию Лжедмитрия I, и присягу москвичей своему новому царю поляку Владиславу, и многое другое. Идеология для праздника как раз не так уж и важна, был бы пирожок, а начинка слепится из подручного, не случайно 23 февраля у нас превратилось в день мужчин, а 8 марта — в день женщин.

4 ноября как праздник исчезнет потому, что его никак не удается визуализировать, то есть, собственно, и сделать праздником.

Вот мой спортклуб в Москве в конце октября затянули синтетической паутиной, девушки на ресепшен накрасили фиолетовым губы, сделали черные стрелки на глазах и рога на головах — все понятно, Хэллоуин. Закупай тыкву, доставай с антресолей плащ графа Дракулы. Вот сразу после Хэллоуина торговые центры украшаются гирляндами, снежинками, елками — тут уж вообще все ясно, и офисная публика готовится натягивать на корпоративах дед-морозовы колпаки.

В день святого Валентина — открытки с сердечками, 23 февраля — открытки с линкорами и одеколон, 8 марта — цветы и духи, Вербное воскресенье — ветки в пушистых шишечках, Пасха — куличи и яйца, 9 мая — георгиевские ленточки и дети в пилотках, День благодарения — индейка, Ураза-байрам — баран, 1 сентября – белые банты и метровые гладиолусы.

Но, боже правый, во что одеваться, как украшаться и что дарить на 4 ноября?! Зубец московского Кремля? Что петь, подо что танцевать, какой транспарант нести?! Если мой московский спортклуб решит отметить День независимости США, он развесит звездно-полосатые гирлянды, но 4 ноября вряд ли украсит триколором зону свободных весов. Во-первых, триколор Петр I утвердил век спустя после окончания смуты, а во-вторых, за использование триколора в частных целях у нас прокуроры и дела возбуждали.

Нет, так жить нельзя! Праздник, который не может опереться на празднество, обречен. Надо подумать, как нам обустроить эти замечательные серые поздние осенние выходные дни…

Вся лента