Жертвенный город

Норильск почтил память своих строителей. Фоторепортаж Андрея Шапрана

Норильск вырос на месте одного из самых жутких советских лагерей. Поэтому День памяти жертв политических репрессий здесь совершенно особая дата

Текст: Никита Аронов. Фото: Андрей Шапран

Для норильчан период сталинских репрессий, пожалуй, еще более сложная тема, чем для жителей любой другой части страны. Все здесь так или иначе пользуются плодами труда репрессированных. Например, парадными проспектами, спроектированными ссыльными ленинградскими архитекторами. Норильск 20 лет был большим лагерем и только в 1953-м появился на карте как город.

Из-за экстремального, даже по меркам ГУЛАГа, климата в Норильлаг отбирали только самых здоровых. И даже из них погибло, по некоторым оценкам, до 70 тысяч человек. В числе выживших философ Лев Гумилев, преподобный Иов Угольский, фантаст Сергей Снегов...

Некоторые бывшие заключенные остались работать в Норильске. Но за длинным рублем приезжали новые работники, а старые отправлялись на "большую землю". Так что живых свидетелей страшного прошлого все меньше. Но люди помнят.

На всем протяжении 2000-х здесь достраивали "Норильскую Голгофу" — впечатляющий мемориальный комплекс на месте лагерного кладбища у подножия горы Шмидтихи с отдельными памятниками: погибшим в Норильлаге полякам, евреям, прибалтам. Буквально на днях должен появиться монумент японским военнопленным - пожилая Сатико Ватанабэ ставит его в память об отце. "Голгофа", хоть и стоит на отшибе, остается одним из знаковых для норильчан мест. И каждое 30 октября десятки горожан садятся в автобусы и едут помянуть тех, кто построил на этой мерзлой земле город и остался в ней навсегда.

Вся лента