Культ времени

Анна Минакова о коллекции J12 от Chanel

В 2012 году часовому направлению Chanel исполнилось 25 лет. Те 27, которые насчитывает его история сегодня,— младенчество по часовым меркам, но и за этот довольно недолгий период Chanel Horlogerie умудрилась создать сразу две знаковые модели, одну из которых можно даже назвать культовой. Началось все в 1987 году с появления часов Premiere с восьмигранным корпусом, напоминающим очертания Вандомской площади, вид сверху. Часы были названы соответственно случаю: Premiere — "Первый". Вторая модель, та, которая уже претендует на уровень предмета культа, появилась спустя много лет: в 2000-м ее придумал тогдашний креативный директор Chanel Жак Элле. Название этих часов было более сложное, пришедшее из яхтенного мира,— J12. J-класс — это обозначение для восстановленных классических яхт, участвовавших с 1930 по 1937 год в Кубке Америки, и их реплик, а "12" — подкласс 12-метровых лодок. Задача была еще сложнее, чем расшифровка названия: традиционно успешный у женщин бренд Элле вознамерился сделать привлекательным и для мужской аудитории. При этом он не хотел создавать часы исключительно мужские — это было бы странным для общей эстетики Chanel,— а задумал представить спортивные унисекс-часы, прочные и легкие. С самого начала частью концепции J12 стал отвечающий за легкость и прочность материал — керамика. Для внедрения керамики в свое часовое производство Chanel имела все необходимое: с 1987 года — времени появления у Chanel часового направления — фабрика G&F Chatelain в швейцарском Ла-Шо-де-Фон изготавливала для его нужд корпуса, браслеты, застежки и осуществляла сборку; в 1993-м Chanel приобрела производство и решила изменить направление его деятельности, взяв курс на разработку технологии производства керамических элементов (заняла она целых шесть лет, зато Chanel стала обладателем уникальных в создании керамики технологий). Более того, Chanel удалось ввести керамику не только в часовое производство, но и в часовую моду, ведь до J12 к материалу относились слегка пренебрежительно, как когда-то к стали, пока не появились стальные "Ройал Оуки" и "Наутилусы" — не для тех, кто не накопил на золото (стоили они куда дороже просто стальных часов), а для тех, кто по-настоящему чувствует моду. Схожая история восхождения на часовой олимп и у J12.

С керамикой Chanel экспериментировала целое десятилетие, представляя последовательно черную (2000 год), белую (2003 год) и металлизированно-серую с окисью титана в составе керамику chromatic (2011 год). Параллельно шли эксперименты с сочетанием материалов: в 2005-м вышла J12 Superleggera из керамики и алюминиевого сплава, которая была на 20% легче базовой модели коллекции J12. А в 2009-м миру показали модель J12 Intense Black, имевшую, напротив, вес весьма внушительный: керамику огранили на манер "багетов" и украсили ею корпус и браслет из белого золота.

Внутренне J12 также постоянно развивался. За первыми моделями с автоматическими механизмами последовали представленный в 2005-м J12 Tourbillon, разработанный совместно с Audemars Piguet новый J12 Calibre 3125 с автоматическим механизмом на базе одемаровского 3120 в 2008-м и еще один результат "дружбы" с Audemars Piguet — представленный в 2010-м J12 Retrograde Mysterieuse, совместная разработка Chanel и принадлежащего Audemars Piguet бюро Renaud & Papi. J12 Retrograde Mysterieuse — нестандартные часы с вертикальной заводной головкой, расположенной со стороны циферблата в районе "3 часов". Этот смелый дизайн потребовал необычного технического решения, ведь головка мешала привычному движению минутной стрелки. Джулио Папи нашел решение — секторный указатель минут, движущийся как по ходу часовой стрелки, так и против него: 50 минут стрелка движется обычным образом, а 10 — в ускоренном в пять раз режиме в обратном направлении, преодолевая преграду в виде заводной головки.

Позднее J12 Retrograde Misterieuse, первоначально показанный миру в черной керамике, предстал и в других цветовых решениях. Так, в 2013-м он "оделся" в керамику chromatic.

В 2014-м у J12 миру был явлен новый материал — "бежевое золото". Особенно оно пришлось к лицу самым женственным моделям, но была выпущена и одна унисекс-версия — в сочетании керамики chromatic и "бежевого золота". А самая брутальная версия J12 образца 2014-го — J12 Intense Black 38 mm, часы-фантом с черными индикаторами на черном же фоне циферблата. И все-таки в нынешнем году наметился крен в сторону женской аудитории — женских новинок в J12 много больше. Но зная Chanel, можно предполагать, что в следующем году будет взят курс на подчеркнуто мужские модели. Так это или нет, увидим уже совсем скоро.

Вся лента