Прямые включения Коммерсантъ FM с проекта «Бизнес-образование в России»

Коммерсантъ ФМ 15.10.2014 14:28 (часть 1)

Корреспондент «Коммерсантъ FM» Алексей Киселев обсудил обучающий семинар Высшей школы менеджмента СПБГУ, посвященный изучению факторов бизнес-активости молодежи, с профессором ВШМ СПбГУ Галиной Широковой в рамках совместного проекта «Коммерсантъ FM» и ОАО Банк ВТБ «Бизнес-образование в России»

А.К.: Сегодняшний семинар действительно соберет достаточно много участников из нескольких стран мира, и для изучения факторов бизнес-активности молодежи в ВШМ СПбГУ даже был создан специальный центр предпринимательства, и, между прочим, рядом со мной сейчас директор данного центра, профессор Галина Широкова. Галина Викторовна, здравствуйте.

Г.Ш.: Добрый день.

А.К.: Галина Викторовна, не могу не задать все-таки этот вопрос: какие же факторы сейчас влияют на предпринимательскую активность, намерения молодежи, в частности студентов?

Г.Ш.: В рамках нашего проекта мы рассматриваем институты разного уровня, включая общество, институты, которые поддерживают предпринимательскую активность в нашей стране, институты на уровне университета, университетская инфраструктура, предпринимательское образование в том числе, наличие площадок для общения с предпринимателями, возможность коучинга, ну и, конечно, каким образом семья способствует или влияет на намерения студентов и молодежи выбрать карьеру предпринимателя.

А.К.: Ну и какие факторы по результатам ваших исследований пока на данный момент являются ключевыми при выборе студентом такой стези, как предпринимательство?

Г.Ш.: Относительно семейной поддержки мы получили уже предварительные результаты, которые показывают, что, в первую очередь, наличие поддержки социальной в форме социального капитала, то есть если, предположим, в семье есть родители или другие участники, члены семьи, которые уже являются предпринимателями и имеют контакты, в том числе бизнес-контакты, то это влияет очень значимым образом на намерения студентов стать предпринимателями. В то же время, мы с удивлением обнаружили, что наличие семейной поддержки в виде финансового капитала либо незначимое влияние оказывает, либо влияет негативным образом. То есть мы пытаемся, конечно, сейчас объяснить эти результаты, но надеемся продолжить наши исследования. Относительно университетской инфраструктуры, здесь, пожалуй, сюрпризов никаких не было: в первую очередь, действительно, не наличие просто курсов по предпринимательству влияет на намерение стать предпринимателями, а, в первую очередь, наличие площадок для общения с действующими активными предпринимателями.

А.К.: Ну, вы упомянули, что также позитивным фактором для развития студенческого предпринимательского духа, если можно так выразиться, являются некие знакомства, это поддержка со стороны и семьи, и каких-то, может быть, знакомых, бизнесменов, предпринимателей. Здесь в данном случае речь идет о примере или о наличии связей?

Г.Ш.: Дело в том, что социальный капитал, то есть его можно трактовать как пример, я имею в виду ролевые модели, позитивный имидж предпринимателя, и в связи с этим мы можем сказать, что необходимо, наверное, в средствах массовой информации продвигать позитивный имидж предпринимателя, чтобы студенты и молодежь могли видеть в качестве ролевой модели образ предпринимателя. Ну и, конечно же, контакты, здесь двусторонняя связь.

А.К.: А в какой момент у студентов в принципе появляется желание стать предпринимателем, вступить на бизнес-стезю, бороться с бюрократическими препонами, которые иногда у нас встречаются в государстве, как вы считаете?

Г.Ш.: Мы проводили опросы в 35 странах и конкретно Высшая школа менеджмента СПбГУ отвечала за опрос студентов в России (более 100 тыс. студентов из 35 стран ответили на этот вопрос) и результаты показывают, что примерно 4-5%, если в среднем брать в каждой стране, хотят сразу стать предпринимателями после окончания университета. В то же время буквально в 2, а иногда и в 3 раза возрастает это количество студентов, которые хотели бы стать предпринимателями через 5 лет после окончания. То есть, как мы это объясняем, основная цель студентов – сначала получить некий отраслевой опыт, бизнес-опыт, будучи наемным работником, и затем уже, получив, может быть, больше уверенности в себе, они могут уже открыть свой бизнес.

А.К.: Хорошо, а можно ли научить человека, студента быть предпринимателем? Этому вообще учатся или такими рождаются и становятся?

Г.Ш.: Это, наверное, самый дискуссионный вопрос. Сейчас во всем мире это обсуждается, конечно же, моя личная точка зрения заключается в том, что да, научить предпринимательству можно, для этого просто существуют другие методики обучения, когда мы не просто учим. Большинство учебных курсов рассказывают о предпринимательстве. Мы должны же выстроить свои учебные программы, курсы и создать университетскую инфраструктуру таким образом, чтобы студенты обучались через предпринимательство. То есть речь не только о более активных методах обучения, но и так называемом сегментальном обучении, обучении на практике, через опыт, через создание своего бизнеса и так далее. Довольно хорошо уже эти методики обучения предпринимательства разработаны в США, мы сейчас активно это внедряем у себя в Высшей школе менеджмента, ну и также распространяем этот опыт среди профессоров российских вузов.

А.К.: Большое спасибо. Напомню, что сейчас у нас в гостях была директор центра предпринимательства при Высшей школе менеджмента СПбГУ профессор Галина Широкова. Галина, спасибо еще раз большое.

Г.Ш.: Спасибо.


Коммерсантъ ФМ 15.10.2014 15:36 (часть 2)

Корреспондент «Коммерсантъ FM» Алексей Киселев обсудил обучающий семинар Высшей школы менеджмента СПБГУ, посвященный изучению факторов бизнес-активости молодежи, с доцентом кафедры стратегического и международного менеджмента, кандидатом экономических наук Ольгой Верховской в рамках совместного проекта «Коммерсантъ FM» и ОАО Банк ВТБ «Бизнес-образование в России»

А.К: Рядом со мной сейчас доцент кафедры стратегического и международного менеджмента, кандидат экономических наук Ольга Верховская. Ольга Рафаиловна, здравствуйте.

О.В.: Добрый день.

А.К.: Вот, Ольга Рафаиловна, студенты, как мы видим, не очень охотно готовы создавать свой бизнес. А что касается россиян в целом - какой процент людей хотели бы становиться в России предпринимателями?

О.В.: Если мы говорим о тех, кто не является предпринимателем, а планирует создать свой бизнес, то их порядка 2% населения, и это достаточно устойчивый показатель.

А.К.: А каких проблем в наибольшей степени опасаются начинающие бизнесмены, и почему вообще только 2% людей хотят становиться на этот путь?

О.В.: Если мы говорим, сколько у нас всего предпринимателей, то в соответствии с данными глобального мониторинга предпринимательства, у нас порядка 8% людей являются предпринимателями. Из них порядка 5% - это так называемые «ранние», это те, кто либо создает свой бизнес, либо владеет бизнесом, который моложе 3,5 лет.

А.К.: А если все-таки говорить о проблемах?

О.В.: Ну, проблемы, наверное, первое, что отмечают респонденты. Почему они не хотят? Они боятся быть неуспешными, боятся провала своего бизнеса. Второе – они оценивают свою среду, в которой они существуют, как крайне неблагоприятную для создания своего бизнеса. У нас в прошлом году порядка 15% респондентов заявили, что для старта бизнеса будут хорошие условия в регионе их проживания, остальные говорили о том, что не очень удачные условия для того, чтобы создавать что-то свое.

А.К.: Ну, я вот заметил такую интересную вещь, что офисные служащие достаточно часто жалуются на жизнь, на работу, зарплату, в то время, как бизнесмены говорят о своих проблемах намного реже, хотя, на мой взгляд, их у них должно быть как раз намного больше. Это не исследование какое-нибудь, это мое субъективное мнение. Здесь есть какая-то зависимость, или это все домыслы?

О.В.: Нет, на самом деле, это очень интересный вопрос. В прошлом году мы провели специальное исследование, посвященное удовлетворенности жизнью респондентов, как предпринимателей, так и не предпринимателей. И выяснилось, что самыми удовлетворенными у нас являются предприниматели, которые смогли закрепиться на рынке и чей бизнес просуществовал на рынке более 3,5 лет. Они в среднем в 2,5 раза более удовлетворены условиями жизни и своей работой, чем респонденты в целом.

А.К.: Как интересно! А бизнес-образование влияет на желание людей запускать свой бизнес или, может быть, на успешность такого запуска в дальнейшем?

О.В.: На успешность, несомненно, влияет. Люди с более высоким уровнем образования чаще успешны в бизнесе, а вот на желание создать бизнес такой зависимости нет. Наверное, все-таки те, кто много проучился и потратил денег на образование, видит свою судьбу, в основном, как-то по-иному.

А.К.: Хорошо, а сколько денег сегодня нужно для старта своего бизнеса в России? Можно ли создать собственный проект, имея, грубо говоря, средства только на уплату госпошлины и имея при этом светлую идею в голове?

О.В.: Ну, у нас большинство предпринимателей как раз и создают бизнес, не имея большой суммы денег в кармане. Это, конечно, бизнесы достаточно небольшие, которые направлены на то, чтобы бизнесмен просто мог выжить. То есть это для человека это некий вариант альтернативной занятости, торговля, мелкорозничный бизнес, оказание различных услуг населению, поэтому, в общем, в этих бизнесах как раз стартовая сумма не очень большая, и наши как раз предприниматели, в основном, люди не очень богатые.

А.К.: Ну, вот не так давно мне приходилось брать интервью у предпринимателя женского пола. Ей удалось наладить серьезный бизнес с нуля, имея за плечами при этом весьма ограниченное финансирование. Если говорить про выборку, женщины сейчас меньше идут в бизнес, чем мужчины, или нет, и почему?

О.В.: Ну, у нас, на самом деле, вступление в предпринимательство – в основном мужская карьера, то есть среди мужчин количество предпринимателей выше, чем среди женщин. Хотя в последнем году эта разница фактически свелась на нет, то есть количество мужчин и женщин, основавших свой бизнес в прошлом году, приблизительно одинаково. Кстати, женщины могут быть даже более успешными на этапе выживания бизнеса, то есть, создав свой бизнес, они больше идут к цели и стремятся добиться успеха, чем предприниматели-мужчины, которые готовы бросить свой бизнес.

А.К.: А можно ли как-то привязать желание стать предпринимателем к возрасту, допустим, в молодости больше энтузиазма, в зрелом возрасте меньше, или такой зависимости нет?

О.В.: Нет, такая зависимость есть, причем она не только в нашей стране, так называемая U-образная зависимость между возрастом и желанием стать предпринимателем. Средний предприниматель в России - это человек в возрасте 36 лет, кто создает ранний бизнес. Те, чей бизнес постарше, они и сами постарше, им порядка 40 лет. Кстати, в прошлом году достаточно серьезно выросла группа ранних предпринимателей в возрасте до 24 лет, они составили около 20% от общего количества создавших бизнес.

А.К.: Спасибо большое. Мы общались с доцентом кафедры стратегического и международного менеджмента, кандидатом экономических наук Ольгой Верховской. Ольга, спасибо большое.

О.В.: Спасибо вам.

Вся лента