Дрон до востребования

Услуга

С доставкой покупок и ожиданием курьера, порой нервным и затянутым на долгие бесценные часы или даже дни, сталкиваются все. При этом курьерская доставка всегда дороже альтернативных способов получения товара. Возможно, почтоматы (ячейки до востребования) в будущем полностью устранят неудобный и дорогой человеческий фактор.

Эксперты настроены весьма сдержанно и допускают рост популярности почтоматов лишь в больших городах

Фото: PhotoXpress

Пока что почтоматы (автоматические станции, в которых можно самостоятельно получать разные отправления) в России работают скорее как пилотные инновационные проекты. Принцип напоминает известные еще с советских времен камеры хранения, когда отправитель что-то оставляет в специальной ячейке, сообщает получателю код и адрес и тот забирает содержимое. Товар, заказанный в интернет-магазине, доставляется в выбранный покупателем пункт почтомата и помещается в ячейку подходящего размера. Покупатель может оплатить товар прямо в терминале наличными либо в интернете с помощью банковской карты или электронных денег. После оплаты пользователю приходит SMS-сообщение с паролем, открывающим доступ к нужной ячейке. Покупатели освобождаются от ожидания курьера, а служба доставки экономит, осуществляя перевозку сразу группы заказов. Почтоматы представлены в России с конца 2010 года. На сегодняшний день сервис предлагают компании Logibox, PickPoint, Qiwi Post и EMS Russian Post, а также "Почта России".

Эксперты пока настроены весьма сдержанно и допускают рост популярности почтоматов лишь в больших городах. "В условиях мегаполиса и вечных пробок покупателям приходится ожидать курьера по несколько часов",— сетует исполнительный директор сети инновационных моек Fast & Shine Аркадий Хохлов. Отсутствие пунктуальности не скрывают и сами курьерские службы, расточительно обозначая только трех-четырехчасовой диапазон доставки, заставляя покупателя быть прикованным к одному месту. Поэтому почтоматы в этом случае реальный выход, убежден господин Хохлов.

Вся суть онлайн-покупки именно в том, что она совершается несколькими кликами мышкой, а затем нужно лишь ждать доставку, не согласен гендиректор группы электронных площадок OTC.ru Дмитрий Пангин. Подобный формат уже реальная экономия времени. К тому же клиент может выбрать более дорогую ускоренную доставку в зависимости от своих потребностей и приоритетов. А добираться до почтомата — это просто эквивалент похода в магазин, зачастую неудобный или даже невозможный для клиента.

Институт курьерской доставки будет в том или ином виде жить и дальше, так как всегда найдется сегмент клиентов, которым необходима доставка "до двери", частично соглашается господин Хохлов. "Всегда будет существовать потребность в очень срочной доставке",— дополняет гендиректор компании Develonica (ГК Softline) Александр Рубанов. Востребованность же почтоматов очень сильно зависит от удобства их расположения и количества в городе, считает он.

Доставка за МКАД

Курьерская доставка по Москве достаточно сложная, ресурсоемкая и дорогая, делится Андрей Хромов, руководитель компании "Аристос". Однако именно из-за этой сложности московские клиенты интернет-магазинов больше заинтересованы в ней, чем покупатели в регионах. Ячейки до востребования позволяют увеличивать охват доставки без особых вложений, но заменить именно курьерскую доставку в Москве они не смогут: состоятельные потребители, как правило, имеют плотный график и будут по-прежнему ориентироваться на курьеров.

А Роман Кикоть, операционный директор фуллфилмент-оператора "Бета продакшн", убежден, что "абонентские ящики" вообще не являются альтернативой курьерам при доставке товаров: "Это разные способы доставки и разные модели поведения покупателя". Отсутствует личный контакт покупателя с представителем продавца и невозможна дополнительная консультация по товару, его проверка, примерка и т. д. При этом "ячейка до востребования" должна иметь срок хранения заказа: она не может быть занята все время (это невыгодно владельцу ячейки). В отличие от мегаполисов, в небольших городах разумность ячеек неочевидна, добавляет господин Хохлов. С другой стороны, даже в маленьких городах курьеру удобнее завести десять посылок в одно проходное место, нежели по десяти разным покупателям, пусть даже находящимся на небольшом расстоянии друг от друга.

Куда более оживленно эксперты комментируют первое появление в логистике машин из фантастических фильмов, постепенно ставших реальностью,— дронов. "Если крупногабаритный груз все еще доставляется классическими способами, то мелкие вещи уже доставляют с помощью дронов",— воодушевлен Виктор Христенко, директор по развитию бизнеса Webinar.ru. В июне российская компания "Коптер-экспресс" осуществила первую в России доставку пиццы с помощью коптера в Сыктывкаре, напоминает господин Христенко. Во Франции испытывают квадрокоптеры с функцией раздачи утренних газет, дополняет Дмитрий Пангин из OTC.ru. Хотя в обозримой перспективе, по мнению господина Пангина, это лишь развлечение. "Слишком сложная логистика города и человеческий фактор пока не позволяют электронным манипуляторам качественно осуществлять доставку товаров",— считает он. Допустим, дроны научатся ориентироваться в сложно-рельефном пространстве города, не сталкиваясь друг с другом, рассуждает господин Хохлов. Но что делать с погодой, которая будет препятствовать доставке в сильный дождь или снегопад? Как будет выглядеть механизм приема-передачи посылки, также остается неясным. Основная проблема еще и отсутствие законодательной базы, замечает господин Христенко. Пока что для компаний нет никакого регулирования и лицензирования дронов, но это вопрос времени.

Екатерина Суворова

Вся лента