Цена вопроса

Сергей Уткин, завотделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН

Аналитики могут спорить, является ли Верховная рада без коммунистов признаком окончательного разрыва с постсоветским периодом развития Украины. Но для граждан страны, прежде всего, будут важны не "шашечки", гордо сообщающие о преодолении Рубикона, а результат — снижение коррумпированности госаппарата, экономическая стабилизация, обеспечение безопасности. Самый квалифицированный депутатский корпус не будет достаточным условием достижения этих целей. Законотворчество — важный, но не единственный элемент реформ. Изменения потребуются на всех уровнях управления.

Фото: Мария Тукина

Децентрализация для Украины не средство борьбы с сепаратизмом, во многих случаях скорее мифическим, чем реальным, а инструмент повышения управляемости и развития территорий. Может быть, пониманием этого объясняется сюрприз прошедших выборов — успех партии "Самопомощь" львовского мэра Андрея Садового, считающегося эффективным градоначальником. Преддефолтная экономика нуждается в преодолении иждивенческих настроений, поиске ресурса для экономического чуда на уровне регионов, городов и сел. Партия регионов, прочно связанная с правлением Януковича, ушла в небытие, но теперь каждой украинской партии необходимо умение говорить с востоком, с центром и с западом. Партия, работающая только с частью избирателей, обречена на неудачу в общенациональном масштабе.

Партии и политики учатся действовать в новой обстановке. Период политической гиперактивности для части граждан сменился временем апатии и разочарования, что отразилось в умеренных цифрах явки на выборы. Аллергия на скомпрометировавших себя политиков требует новых лиц, которые нередко могут оказаться решительными и харизматичными, но не самыми профессиональными. И тем не менее сложившаяся после Майдана властная конструкция получила кредит доверия избирателей. Петру Порошенко и Арсению Яценюку необходимо воздержаться от соблазна втянуться в убийственное для Украины силовое решение конфликта в Донбассе и сосредоточиться на экономике. Низкие проценты, полученные радикальными партиями, можно интерпретировать в этом ключе.

Украинская политика часто рассматривается через призму геополитического противоборства. Однако ни соглашение об ассоциации с ЕС, ни теперь уже совершенно фантастический сценарий присоединения к евразийским интеграционным проектам не являются магической формулой решения стоящих перед страной проблем. Несмотря на все несчастья, свалившиеся на них в последние месяцы, украинцы остаются хозяевами своей судьбы, способными реформировать страну вопреки негативным прогнозам.

Необходимая для России нормализация отношений с Украиной не может опираться на поиск иллюзорных "пророссийских" сил в украинской элите. Остатки команды Януковича вряд ли заслуживают этот титул. Работать придется с президентом, правительством и Радой, не склонными учреждать с Россией стратегическое партнерство. Но при всех многочисленных противоречиях по Крыму, Донбассу и газу Россия не может позволить себе распада Украины, части которой неизбежно окажутся бременем на и без того перегруженной российской экономике. Не в надежде на благодарность и общее евразийское будущее, а ради собственного благополучия нам надо приветствовать шаги Украины в сторону от края пропасти.

Вся лента