«Болячки особенно ярко проявляются в стрессовых ситуациях»

Генеральный менеджер ВФВ Владислав Фадеев о неудаче сборной России

Сборная России приехала в Италию в ранге победителя двух предыдущих мировых первенств и прошлогоднего чемпионата Европы, но, проиграв два подряд матча на третьем групповом этапе — американкам и итальянкам, не попала в полуфинал. О причинах неудачи фавориток корреспонденту “Ъ” АЛЕКСЕЮ ДОСПЕХОВУ рассказал генеральный менеджер Всероссийской федерации волейбола (ВФВ) ВЛАДИСЛАВ ФАДЕЕВ, курирующий в организации женское направление.

Фото: РИА НОВОСТИ

— На ваш взгляд, словом «провал» итог этого чемпионата можно охарактеризовать?

— Для сборной России он, конечно, был провальным.

— Провальным с точки зрения занятого места или игры?

— Скорее места. Что касается игры, то профессионалы понимают: мы оказались заложниками ситуации. Обстоятельства нас заставили играть высоко, совсем не так, как на прошлогоднем чемпионате Европы.

— Под обстоятельствами вы имеете в виду потерю доигровщиц и центральных блокирующих — Любови Соколовой, Юлии Морозовой, Анастасии Шляховой?

— Целого ряда игроков. А так получилось, что Катя Гамова играет высоко — не может по-другому, Таня Кошелева — тоже… А когда две основные волейболистки играют высоко, то так играет вся команда… Или центральные. Посмотрите, Юрий Николевич (Маричев — главный тренер сборной России.— “Ъ”) перепробовал всех попавших в заявку девушек…

— И все разочаровали?

— Для меня лично Ирина Фетисова стала открытием чемпионата. Ей еще, конечно, надо много-много трудиться, чтобы превратиться в игрока мирового уровня. Но она по крайней мере дает какую-то надежду… Разумеется, со Шляховой и Морозовой мы выглядели бы лучше. Не зря с ними сборная России выиграла чемпионат Европы.

— То есть все дело в кадровых потерях?

— Давайте я скажу откровенно. Мне неприятно видеть игру нашей команды и убеждаться в том, что в индивидуальном мастерстве мы отстаем от большинства главных конкурентов. Мы сильнее их только в одном — в атаке. Ну еще на групповом блоке. В одиночном блокировании, в обработке мяча мы на сегодняшний день проигрываем и Бразилии, и США, и Италии.

— И что делать?

— Это, наверное, жесткие слова применительно к волейболисткам сборной страны, но я пожелал бы им оттачивать мастерство, работать над собой. Люди приходят в цирк смотреть не на то, как жонглеры роняют кегли. Так вот, в ведущих командах, которые в Италии боролись за медали, волейболистки обрабатывали мяч так уверенно и ловко, будто он на веревочке к рукам привязан. Вот на них интересно смотреть. В футболе ведь то же самое. Когда мяч к ноге прилипает — это, согласитесь, красиво, а когда на десять метров в сторону отскакивает — отвратительно. Качество обработки мяча — его сразу видно, и оно во многом определяет качество игры в целом.

— Это реально — повысить индивидуальное мастерство волейболисткам, которые доросли до сборной?

— Во всяком случае, они должны постоянно думать о том, чтобы его повышать. В каждом элементе — от подачи до приема.

— Тренировок в сборной недостаточно?

— Вы даже не можете себе представить, какой объем работы мы выполнили, начиная с мая, готовясь к этому чемпионату. Колоссальнейший объем! Огромное количество и тренировок, и игр.

— А вам не кажется, что финальный турнир Гран-при в Японии в августе сослужил сборной России дурную службу, сбив ее с ритма, и лучше было бы, как в прошлом сезоне, в него из квалификации не попадать?

— Послушайте, мы же не можем специально проигрывать! Тем более решающий тур отборочного раунда состоялся у нас в Калининграде… Но, возможно, этой недели нам действительно не хватило. Например, чтобы у Кати Гамовой, включенной в состав, было больше времени на подготовку. Из-за нее мы ведь довольно прилично поменяли расстановку. Игру, можно сказать, сделали под Гамову. Искали оптимальные сочетания действий в атаке, обороны с тем, чтобы Катя Гамова могла находиться на площадке и приносить пользу. Что из этого вышло — судить вам.

— Вышло не очень хорошо…

— Согласен. Даже в атаке мы не использовали весь свой потенциал.

— Про прием подачи, традиционную слабость российского женского волейбола, невозможно не поговорить отдельно. Насколько повлияла на игру сборной потеря на втором групповом этапе Александры Пасынковой?

— Она просто подкосила команду. Пасынкова была, по сути, единственной штатной принимающей. Кошелева великолепно атакует, но принимает нестабильно. Мы несколько матчей на этом чемпионате, несколько ключевых партий закончили срывом приема. И в этом нет ничего странного. Болячки, как правило, особенно ярко проявляются в стрессовых ситуациях. Это — опять к теме работы над собой. Каким бы ни был характер у команды — а у нашей он, несомненно, крепкий, иногда и он не помогает.

— Я вот удивляюсь. Почему в России, стране, безусловно, волейбольной, такой жуткий дефицит принимающих игроков. Ну хорошо: не смогла сыграть на чемпионате Европы знаменитая Соколова, выбыла Пасынкова. Да, ЧП. Но им ведь, кажется, вообще, нет замены? Откуда такая скудность выбора?

— Глобальный вопрос. Вот — одна из версий. Клубы, как вы знаете, решают свои задачи — в чемпионате страны, в еврокубках. Сложные задачи. Доигровщик — наиболее важное амплуа. И посмотрите: практически во всех командах оно занято иностранками. Клубы можно понять. Перед ними ставятся максимальные цели. С их тренеров требуют результата не через годы, а сиюминутного. И молодым игрокам они доверять не решаются. Предпочитают доверять опытным.

— Но перспективные доигровщицы у нас в принципе есть?

— Есть. Но, повторяю, им надо доверять. Это — первое. А второе — нам надо активнее сотрудничать с тренерами детских школ. Проводить больше семинаров. Показывать лучшие образцы волейбола, да те же записи игр чемпионата мира. Часто наши детские тренеры руководствуются устаревшими методиками. Вы знаете, что в молодежных сборных нам приходится примерно 90% времени заниматься работой над техникой и лишь 10% — над тактикой? А все потому, что игроки попадают туда необученными. Нехватка же технических возможностей влечет за собой психологические проблемы, неуверенность в концовках.

— Беды с приемом реально сгладить в обозримом будущем?

— Я уже сказал: надо, наверное, показывать тренерам видео матчей элитных команд. В том числе и для того, чтобы они увидели, как в последнее время возросла сила подачи у ведущих сборных. Мяч летит очень быстро. Многие наши игроки по-прежнему принимают мяч перед собой. Так их учат на юношеском уровне и в элитных клубах. Хотя весь мир давно перестроился — принимают или справа, или слева. А, принимая мяч перед собой, идеального приема сверхбыстрой подачи не добьешься.

Вся лента