IRC спрыгнула с моста через Амур

РКИФ выкупил право достроить проект

Принадлежащая группе Petropavlovsk компания IRC наконец смогла выйти из проекта по строительству моста в Китай через Амур. Проектную компанию "Рубикон" за $4,4 млн выкупит Российско-китайский инвестфонд, подконтрольный ВЭБу (через РФПИ) и китайской CIC. Из-за падения цен на руду у IRC возникли сложности и со своим основным бизнесом, и финансировать строительство моста компании было бы сложно.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ, паритетное СП принадлежащего ВЭБу Российского фонда прямых инвестиций, РФПИ, и китайского суверенного инвестфонда China Investment Corporation, CIC) за 174 млн руб. (около $4,4 млн) выкупит ООО "Рубикон", оператора строительства моста через Амур, у железорудной IRC Limited. Об этом вчера заявили группа Petropavlovsk, контролирующая IRC, и сама компания. IRC уточнила, что за счет сделки вернет затраты на проект. Сделку должна одобрить ФАС (заявка уже подана, заявили в РФПИ), ее закрытие ожидается до конца года.

Petropavlovsk с 2007 года собирался строить мост для экспорта продукции в КНР и страны АТР: тогда группа и создала под проект ООО "Рубикон". В частности, мост нужен был для разработки IRC месторождения Куранах в Амурской области (компания и после сделки с РКИФ сохранит право на 30% от всех перевозок по мосту — около 3,2 млн тонн в год). Но перспективы развития IRC неоднозначны: в июле компания предупреждала, что может даже приостановить добычу на фоне падения цен на руду. Сергей Донской из Societe Generale замечает, что сейчас цены немного стабилизировались, но остаются низкими ($80 за тонну cfr Китай). Падение рубля могло несколько помочь экспортерам, но ситуация по-прежнему остается сложной, особенно для небольших игроков с высокой себестоимостью добычи. Выручка IRC в 2013 году составляла $160,9 млн, убыток — $41,6 млн.

Продать "Рубикон" и обязательства по строительству моста новому инвестору IRC хотела еще в 2013 году, но тогда в роли потенциального покупателя выступала другая структура ВЭБа — Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Сделка так и не состоялась. О РКИФ как о новом покупателе говорил в мае глава РФПИ Кирилл Дмитриев, заявлявший, что инвестиции в проект должны составить $400 млн, ввод моста ожидался к 2016 году. В РФПИ вчера уточнили, что до конца года будет заключен договор генподряда и тогда "будет уместнее" вернуться к вопросу о сроках. Инвестировать РФПИ и CIC будут "рубль к рублю", заметили в российском фонде, предполагается и долговое финансирование. Затем планируется присоединение к проекту Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона (до 50% прямых инвестиций), говорят в РФПИ.

Ответственный секретарь Российско-китайской палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией Сергей Санакоев не сомневается в том, что мост будет обеспечен грузопотоком, учитывая товарооборот между странами ($88,8 млрд по итогам 2013 года, преобладает импорт из Китая — $49,6 млрд). Из России помимо железной руды должны экспортироваться лес, уголь, а также прочее сырье и готовая продукция, считает эксперт. В РФПИ уточнили, что по проекту есть договоренности с рядом крупнейших компаний РФ, в основном "из сектора добычи полезных ископаемых", но их детали не раскрыли.

Анатолий Джумайло, Владимир Дзагуто

Вся лента