Шекспировские страсти протянулись от Рима до Пекина

В Санкт-Петербурге начался «Балтийский дом»

XXIV международный театральный фестиваль «Балтийский дом» в юбилейный шекспировский год проходит под девизом «Шекспировские страсти». Афишу одного из крупнейших европейских театральных форумов открыл спектакль Ромео Кастеллуччи «Юлий Цезарь. Отрывки». C подробностями — ЕЛЕНА ГЕРУСОВА.

Девиз «Шекспировские страсти» не должен вводить в заблуждение: афишу фестиваля составляет не только собственно шекспириана, но и спектакли, созданные на совершенно ином литературном материале, однако по накалу высказывания достойные быть причисленными к шекспировским.

Впрочем, открыли «Балтийский дом» именно шекспировским спектаклем знаменитого европейского радикала Ромео Кастеллуччи, поставленным по «Юлию Цезарю» компанией «Общество Рафаэля» в 2014 году. Эта работа — авторемейк «Юлия Цезаря» Кастеллуччи, ставшего событием конца 90-х прошлого века.

Новую версию «Цезаря» показали в мраморном Георгиевском зале Михайловского (Инженерного) замка. Отчего схема мощи и уязвимости и физиологичности диктатуры, рождающейся из мягких тканей и отливающейся в железные формы, содержащаяся в спектакле, получила дополнительные универсальные смыслы. Вcе же в мифологии Михайловского замка сплелись легенда и биография Павла Первого.

Шекспировскую пьесу Кастеллуччи сжал ровно в 45 минут. Первый отрывок актер читает, введя в носовую полость какой-то эндоскоп, движения плоти гортани проецируются на экран. Жесты облаченного в пурпурное одеяние Цезаря приводят в движение мощь военной машины. Славу Цезарю читает актер, лишенный речи: голос синтезируется через аппарат. Суть ораторского искусства тут составляет не красота тембра — ее то как раз и нет, а сила убежденности. В финале на железной штанге зажигается и лопается от напряжения ряд электрических лампочек, звучит фонограмма взлетающих вертолетов.

Так Ромео Кастеллуччи удается не только исследовать физические возможности голосовой коммуникации, но и создать универсальную схему рождения диктатуры и падения диктатора. И в отличие от Шекспира, из персонажей «Юлия Цезаря» он не делает ни героев, ни преступников, скорее он лишает их индивидуальных психологических черт и, подчеркивая физическое и физиологическое в них, превращает их в функции истории (сюжеты которой вполне могут повторяться в разных временах), но никак не в действующих лиц исторических драм.

В радикальности режиссерского мышления с Кастеллуччи поспорит, впервые участвующий в «Балтийском доме» венгр Корнель Мундруцо и театр «Протон»: они привозят документальный спектакль «Деменция». Как обычно, в программе фестиваля широко представлена прибалтийская режиссура, в частности Эймунтас Някрошюс покажет спектакль «Книга Иова». Среди петербургских спектаклей, участвующих в фестивале, две важнейшие премьеры — «Воспоминания будущего» Валерия Фокина (Александринский театр) и «Алиса» Андрея Могучего (БДТ). А также «Макбет», поставленный Люком Персевалем на сцене «Балтийского дома».

Идея шекспировских страстей оказалась исключительно всеобъемлющей, афиша сложилась обширная — в частности, среди дебютантов фестиваля даже значится Пекинский народный художественный театр со спектаклем «Наш Цзин Кэ». Продлится фестиваль до 13 октября.

Елена Герусова

Вся лента