Фитнес-хаос

На рынке спортивных клубов Петербурга сложилась странная ситуация: при сложности выхода новых игроков и жесткой конкуренции с сетевыми лидерами он далек от насыщения в плане "занятого" фитнесом населения.

Эксперты отмечают, что проникновение услуги в целом по стране очень низкое. Не более 2–3% жителей городов-миллионников занимаются фитнесом

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

Рынок Петербурга стабилен, новых игроков на нем нет, констатирует владелец сети клубов "Фитнес Хаус" Алексей Фурсов. "Весь клиент "выбран" уже и поделен. Выход новых игроков на рынок маловероятен, — говорит он. — Более того, за последнее время ушли несколько игроков, откровенно демпинговавших на рынке. Некоторые и сейчас активно думают над тем, чтобы свернуть свою деятельность, потому что конкурировать с основными крупными сетями, например, отобрать у меня клиентов, довольно сложно".

Наиболее плотно насыщены фитнес-клубами, по словам Алексея Фурсова, несколько районов — улица Савушкина, Крестовский остров, Петроградская сторона. В планах сети в течение 2015 года открыть еще два-три клуба и на этом завершить свое развитие в Петербурге. "Что касается экспансии в регионы, то это будет зависеть от общей ситуации на рынке", — заключает господин Фурсов.

Президент холдинга "Алекс Фитнес" Алексей Ковалев считает Петербург фитнес-столицей России. "На сегодняшний день в городе функционирует около 300 клубов, более половины из которых приходится на долю сетевых игроков, — говорит он. — С нашей точки зрения, в Петербурге самая высокая концентрация фитнес-клубов на тысячу человек населения. Присутствуют различные сегменты. Именно здесь в жесткой конкурентной борьбе формируются эталоны качества, которые впоследствии экспортируются в регионы".

Вместе с тем проникновение фитнеса в целом по стране находится на весьма низком уровне. На данный момент не более 2-3% жителей городов-миллионников занимаются фитнесом, а в маленьких городах ситуация еще хуже. То есть примерно 3,5 тыс. клубов на 147 млн человек. "Для сравнения: в США на 300 млн человек приходится более 30 тыс. клубов", — приводит цифры господин Ковалев. Он считает, что в течение трех-пяти лет развитие фитнес-индустрии в России может достичь европейского уровня, и до 70% роста будет обеспечено эконом-сегментом. "Данный спрос должен быть обеспечен предложением соответствующего качества, что уже наблюдается в настоящий момент", — комментирует собеседник BG.

Директор по операционной деятельности УК "Оранж Фитнес" и "Сити Фитнес" Кирилл Ларин согласен с коллегами: "Безусловно то, что рынок далек от насыщения. Процент тренирующихся в фитнес-клубах крайне мал. Рынок может вырасти не в разы, а даже на порядок", — уверен он. По словам Владимира Смирнова, директора по развитию фитнес-клуба "Лидер Спорт" (клуб занимает площадь 6 тыс. кв. м и располагается в ТК "Гранд Каньон"), фитнес-рынок в Петербурге активно растет. "Главную нишу занимают сетевые клубы, которые представлены сейчас в каждом районе города. Основная масса фитнес-клубов располагается в спальных районах", — добавляет он.

Сетевая половина

По оценкам господина Фурсова, на петербургском рынке первые два места по доле рынка делят две сети: "Фитнес Хаус" и "Спорт Лайф". Третье место занимает сеть "Алекс Фитнес", которая, однако, представляет уже другой сегмент — фитнес-клубы без бассейнов. "Думаю, сетевые клубы занимают более 50 процентов всего рынка. Что касается одиночных клубов, то среди них лишь один из десяти становится успешным", — делится наблюдениями Алексей Фурсов.

С такой оценкой согласен и Алексей Ковалев: "Доля качественных сетевых игроков выросла с тридцати процентов до пятидесяти в целом по рынку в последние два-три года, в том числе и за счет роста числа компаний, работающих в демократичном сегменте. На европейском рынке, где демократичный фитнес начал развиваться раньше, инвесторы охотно инвестируют в сетевых игроков из-за высокой доходности". В целом же этот рынок в России очень фрагментирован — даже самые крупные сети не насчитывают больше 50 клубов.

Стабильная цена

По словам Алексея Фурсова, цены на услуги фитнес-клубов остались на уровне прошлого года. "Если говорить о демократичном сегменте, то цены на абонементы не претерпели существенных изменений. Клубы смотрят в сторону расширения спектра предлагаемых услуг. В премиальном сегменте наблюдается небольшой рост", — согласен Алексей Ковалев.

По мнению Владимира Смирнова, вопрос ценообразования напрямую зависит от политики компании. "Сетевые клубы могут себе позволить снижение цены и ощутимые скидки (до 70-90 процентов) на свои услуги в качестве сезонного предложения. Клубам, представленным в единичном экземпляре, за такой ценовой политикой не угнаться", — говорит он.

Кирилл Ларин отмечает, что фитнес-рынок все еще закрыт и непрозрачен, поэтому говорить о его объеме в денежном выражении сложно. "По нашей оценке, средняя стоимость карты в клуб сегодня — 2000 рублей в месяц. Цены на фитнес достаточно стабильны. У операторов, по сути, нет возможности для маневров. Себестоимость оказания услуг очень высока: налоговая составляющая, зарплата, аренда. Фиксированные расходы бизнеса сложно сокращать. А налоги, зарплата и аренда за последние годы увеличились", — рассказывает он. Это одна из причин, по которой компания ушла с рынка Санкт-Петербурга, так как не смогла работать с теми ценами, какие сложились в регионе. "Наша себестоимость выше, чем цена, по которой потребитель в Петербурге готов тренироваться", — признался господин Ларин. Одновременно компания планирует открывать по два-четыре клуба в год в других регионах России. На данный момент при инвестициях в помещение площадью около 5 тыс. кв. м на уровне 300 млн рублей Алексей Фурсов оценивает сроки окупаемости проекта в пять лет.

Спортивные регионы

Что касается иных регионов, то проникновение фитнес-индустрии в Ленинградской области, например, существенно ниже, чем в Санкт-Петербурге. "В небольших городках работают преимущественно несетевые клубы. То же самое можно сказать и о других регионах Северо-Запада", — говорит владелец сети "Алекс Фитнес". В планах холдинга открытие клубов в Мурманске, Пскове и Архангельске.

По словам Алексея Ковалева, в проникновении на региональные рынки в этом году активизировались сетевые игроки. Растет число клубов демократичного сегмента — модели, которая впервые была представлена в России именно холдингом "Алекс Фитнес". Господин Ковалев полагает, что благодаря своей инвестиционной привлекательности в ближайшее время мы будем наблюдать стремительный рост рынка фитнес-услуг в эконом-сегменте, что, в свою очередь, отразится на развитии инфраструктуры. А запуск государственной программы ГТО будет способствовать этому процессу.

До конца текущего года будет открыто не менее пяти клубов под брендом Alex Fitness, которые в настоящий момент востребованы в большей степени. Премиальный сегмент, представленный в компании клубами Olymp, прирастет до конца года не менее чем на три клуба. Компания планирует также развивать федеральные проекты спортивной подготовки среди взрослых и детей (ГТО, физкультурно-оздоровительные комплексы, сеть триатлонных центров, Национальная академия баскетбола, фестивали спорта).

Умные предложения

По наблюдениям Кирилла Ларина, за последние несколько лет на рынке фитнеса наблюдаются такие тенденции, как появление лоукостеров (клубов, продающих услуги по минимальным ценам), создание клубов и секций на базе традиционных фитнес-заведений, активное открытие новых клубов в регионах при замедлении развития в Москве, а также появление специализированных студий персонального тренинга, йоги, танцевальных клубов.

Владимир Смирнов самой яркой тенденцией последних лет считает активное развитие функциональных тренировок кроссфит. В городе появились отдельные залы, все большее количество клубов вводит кроссфит в сетку своих групповых программ. В клубе "Лидер Спорт" создан специализированный зал для функциональных тренировок малыми группами (до 15 человек). Он также отмечает популяризацию направления bodymind ("умное тело") — йога, пилатес. "Открывается много узкоспециализированных школ и студий, где в кулуарной обстановке можно "впасть в нирвану". Среди клиентов нашего клуба йога и пилатес пользуются большой популярностью, а благодаря возможности использовать на занятиях пилатесом дополнительное оборудование (изотонические кольца, роллы, медицинские мячи) мы предлагаем большое разнообразие уроков этого направления", — рассказывает он.

Анастасия Цыбина

Вся лента