ПО ДОРОГЕ К DOLCE VITA

ПО ВИА ДЕИ КОНДОТТИ С ЕКАТЕРИНОЙ ИСТОМИНОЙ

Эту узкую, вымощенную скользким булыжником и всегда многолюдную улицу в самом центре Рима освещает витринами легендарный магазин драгоценностей и ювелирных часов. Речь идет об историческом бутике великого ювелирного дома Bvlgari, основанного греческим антикваром и ювелиром Сотирио Булгари.

Этот драгоценный магазин великой марки выглядит как маленький музей изящных искусств. Здесь пятнистые мраморные полы, огромные мрачные старинные вазы с "засахаренными" орхидеями, музейные по вкусу и качеству серебряные изделия, большие и маленькие драгоценности, часы, а также деревянные, с серебром, макеты кораблей, в конце XIX века служившие сувенирами.

Самым первым магазином дома Bvlgari была антикварная лавка на миниатюрной виа Систина — она открылась еще в начале 1880-х годов. Впрочем, спустя пять лет после успешного дебюта проницательный, талантливый и умный Сотириус Булгарис (свое греческое имя он подправил, чтобы оно походило на итальянское) решил переехать на шумную торговую виа Деи Кондотти.

Именно этот с виду небольшой магазин "варварских" драгоценностей, дорогих многодельных сувениров из серебра, редких пород дерева и тончайшего цветного перламутра, антикварных вещиц разных эпох и любопытнейших старинных часов ввел моду на виа Деи Кондотти как на улицу римской роскоши. Визит в этот магазин стал обязательным для состоятельного путешественника уже в начале XX века: туристы с удовольствием фотографировались на фоне витрин Bvlgari — сделанные ими снимки можно увидеть в книгах, посвященных истории марки.

Особенный статус за виа Деи Кондотти окончательно закрепился в легендарную эпоху dolce vita. Великие кинематографические красавицы тех лет, причем не только итальянские, но и голливудские, с большой охотой посещали бутик Bvlgari, чтобы стать еще более ослепительными. За звездами — а за ними охотились только что появившиеся негодяи-папарацци на разноцветных мопедах Vespa — следовали и джетсеттеры, и обычные туристы, желавшие хотя бы немного, чуть-чуть, слегка приобщиться к загадочным и непостижимым римским удовольствиям, римской роскоши, римскому стилю.

На виа Деи Кондотти, величественно и неизменно ведшей от холма Пинчо к буйному Тибру, есть еще немало старых греческих мест. К таким непременно нужно отнести гастрономическое заведение Antico Caffe Greco, открывшееся в доме 86 еще в 1760 году и по-прежнему работающее в наши суетные дни. Старейшее в Риме кафе было обустроено греком-эмигрантом, который придумал сделать вместо питательной остерии артистическое кафе, место приятных и полезных встреч. В Antico Caffe Greco считали своим долгом заглянуть поэты, писатели и драматурги — Стендаль, Байрон, Гете, Ибсен, Китс, Андерсен, а также композиторы — Лист, Мендельсон и Вагнер. Словом, это заведение такой же любопытный и прелестный гастрономический памятник Рима, как кафе Florian в Венеции, на пьяцца Сан-Марко, которое, как известно, ни разу не закрывалось с 1785 года — даже когда взбалмошной Венецией управляли дисциплинированные австрийцы.

На виа Деи Кондотти теперь очень много дорогих магазинов. Среди них Cartier, Fendi, Louis Vuitton, Prada, Gucci, Hermes, Dior. Торговцам различными предметами европейской роскоши виа Деи Кондотти предлагает небольшие, с темными от времени и копоти стенами городские палаццо с просторными окнами-витринами и тяжелыми дверями, за которыми удивительный мир роскошных товаров.

Трудно сказать, тяжело ли переделывать такие старые и хрупкие помещения под модные дизайнерские магазины. Но результат достоин всех производственных волнений: любой бутик на виа Деи Кондотти выглядит местом историческим, музейным, — даже если его с помпой открыли только вчера.

Шопинг в историческом центре Рима — процесс шумный и подчас довольно утомительный. Туристы и зеваки любой ценой хотят увезти с собой какой-нибудь маленький (а то ведь бывает, что и не совсем) сувенир: сережки, кольцо, миниатюрные часы или сумку — например, с бело-черно-зеленым эмалевым замочком в форме головы змеи, как в предпоследней коллекции того же дома Bvlgari. Но в этой первобытной многолюдности, в бурлящей хаотичной толпе есть особая пленительная ценность. Это шум Вечного города — с его стертыми кодами, с его ангелами и демонами, драгоценными змеями и статуарными дивами, мраморными лицами и каменными масками.

Вся лента