МЫ ПОСТОЯННО ПОПОЛНЯЕМ АРХИВ

Карин Кариу уже много лет возглавляет отдел архивов знаменитого французского ювелирного дома Van Cleef & Arpels. В Москву она привезла небольшую выставку исторических драгоценностей и часов марки, выполненных в индийском стиле.

КАРИН КАРИУ, VAN CLEEF & ARPELS

— Как началась индийская история вашего дома?

— Индия приобрела невероятную популярность у европейских ювелиров еще в конце XIX века, и первыми мастерами, которые серьезно заинтересовались национальным ювелирным искусством, были англичане. Что неудивительно, ведь тогда Индия была огромной британской колонией, откуда Великобритания получала множество хороших драгоценных камней. Потом богатейшие махараджи, ставшие заказчиками ряда английских ювелирных марок, обратили свое внимание и на французские дома. История взаимоотношений индийской знати и дома Van Cleef & Arpels получила свое развитие в 1930-х годах. В наших архивах сохранились вещи того периода. А одной из самых знаменитых клиенток индийского происхождения была Сита Деви, махарани Бароды. Она много лет — уже после Второй мировой войны — жила в Париже, в районе Нейи, и наши мастера специально производили для нее украшения или переделывали ее собственные. У Ситы Деви была невероятная личная коллекция драгоценностей. На московской выставке в бутике Van Cleef & Arpels вы можете увидеть, например, золотой портсигар, принадлежавший махарани Бароды. На его крышке — драгоценные фигурки дам в пышных нарядных платьях: фигурки выложены бриллиантами, рубинами, изумрудами и синими сапфирами. Это копия известной картины художника Винтерхальтера "Императрица Евгения в окружении фрейлин".

— Чем отличаются украшения, сделанные в Индии, от выполненных в национальной стилистике, к примеру, в Париже?

— Разница есть, и довольно заметная. Во-первых, это огранки драгоценных камней. В Индии существуют свои собственные формы, которые не используются европейскими мастерами, и, наоборот, у нас есть огранки, которые никак не востребованы в Индии. Во-вторых, сами конструкции драгоценностей. Не будем забывать, что в Индии ювелирные украшения являются частью национального костюма. Драгоценности там в первую очередь дают понять окружающим, насколько величественным и могущественным является их хозяин. Вот почему индийские мастера никогда не старались сделать украшения хотя бы немного удобными. На удобство там просто не существует спроса! Драгоценности Индии — это очень тяжелые, массивные вещи, которые положено носить с национальным костюмом. Это и тюрбаны, и пояса, и нагрудные многоярусные колье, и тяжелые золотые браслеты. К тому же в Индии ювелирные украшения носят не только, я бы сказала — даже не столько женщины, сколько мальчики, юноши и мужчины, князья и махараджи. Ювелиры из Европы, стараясь сохранить общий национальный облик драгоценности, всегда ее облегчали.

— Почему, на ваш взгляд, индийские украшения пользуются такой популярностью?

— Здесь существует несколько причин. Во-первых, индийские ювелирные вещи всегда подразумевают отличные драгоценные камни или превосходный жемчуг. Во-вторых, в Индии огромная драгоценная культура, стремительно развивавшаяся еще в эпоху Великих Моголов. Эта культура питает и обогащает другие культуры, в том числе и культуру европейскую. В-третьих, индийские драгоценности самобытны, их нельзя перепутать ни с какими другими национальными украшениями, они ярки, заметны, всегда привлекают к себе внимание. И, наконец, в-четвертых, индийские ювелирные вещи хорошо сочетаются с костюмом, причем и с европейским тоже. Любое вечернее платье будет выглядеть замечательно, если к нему надеть колье или браслеты в индийском стиле.

Беседовала Екатерина Истомина

Вся лента