"Важно показать людям индустрии, что мы открыты миру"

Екатерина Мцитуридзе о Санкт-Петербургском международном медиафоруме

Фестиваль кино

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Сегодня открывается Санкт-Петербургский международный медиафорум. В зрительской программе покажут полсотни фильмов, состоятся премьеры новых сезонов телесериалов, а в здании Биржи на стрелке Васильевского острова для профессионалов состоится рынок теле- и киноконтента и новых медиа. О том, как будет устроен форум, его генеральный продюсер, глава "Роскино" ЕКАТЕРИНА МЦИТУРИДЗЕ рассказала корреспондентам "Ъ" ЮРИЮ ЯРОЦКОМУ и ИЛЬЕ НАГИБИНУ.

— Программа медиафорума делится на две части — зрительскую и профессиональную. Чем будете удивлять в первую очередь зрителей?

— Зрителей в первую очередь хочется порадовать. Наш кинопрокат однороден, в него редко попадают фильмы, которые прокатываются, например, во Франции или в США, где развита сеть залов независимого кино. Мы собрали много картин, которые в России в прокат не выйдут. Даже "Мамочка" Ксавье Долана, которая открывает форум, удостоенная приза жюри в Канне, или "Новая подружка" Франсуа Озона, которую на днях с аншлагом показали в Сан-Себастьяне, в прокат, конечно, попадут, но это единичные залы, и, как правило, до своего адресата подобное качественное кино не доходит, его мгновенно убирают с экранов. Из более артового кино — это программа фестиваля в Локарно и фильм, получивший главный приз — "Золотого леопарда", "От предшествующего" филиппинца Лава Диаса хронометражем 5 часов 40 минут. Это праздник для киноманов и актуально для всех. Михаил Трофименков, например, в своей программе собрал политическое кино с живым нервом. Фильм "Месье президент" вроде про президента Франции, но и в целом про институт власти в сегодняшнем мире. Программа Бориса Нелепо — это лучшие образцы жанра научной фантастики, и она сегодня актуальна в контексте "Гравитации". Документальная линейка ярчайшая — "Bjork: Biophilia Live", "The New York Review of Books: Спор длиною в полвека" с нарративом Мартина Скорсезе; "Диор и я" — о новом креативном директоре дома Dior; "О Сьюзен Зонтаг" — картина об одной из лучших эссеисток XX века. Редчайшее кино из Северной Кореи. Много другого, сложно все перечислить.

— На форуме будут и премьеры новых сезонов телесериалов. Это новый фестивальный тренд?

— Мы спланировали эти показы в январе в нашей концепции форума, которую представляли правительству Санкт-Петербурга. А сейчас я посмотрела программу Римского фестиваля — там тоже запланирована ночь сериалов. И в Венеции на кинофестивале в сентябре тоже была телепремьера. Еще в прошлом году такого никто не предсказывал. В Канне все отдельно — там кино- и телерынок проходят в разное время. Придумав эту историю в Петербурге, мы оказались в авангарде. Мы устраиваем и "запойные просмотры" сериалов всю ночь с возможностью увидеть их авторскую версию. Стивен Содерберг, например, всегда хотел показать "Больницу Никербокер" целиком, потому что воспринимает ее как настоящее большое кино. Такие сериалы и снимаются, и монтируются как кино. У нас состоится мировая премьера нового американского суперсериала "Любовники" — поклон Александру Акопову и его "Амедиатеке", они помогли нам организовать показ. Премьера нового сезона культовой "Родины" в Петербурге состоится из-за разницы во времени даже чуть раньше, чем в Лос-Анджелесе,— у нас будет прямой эфирный мост со съемочной группой, которая будет в этот момент снимать продолжение в Кейптауне.

— В историческом здании Биржи пройдет еще одна часть форума — деловая. Что будет там?

— Понимаете, люди, которые занимаются телевидением, кино,— люди, которые чутко и четко ощущают форму. Для них важно пространство. Когда я впервые зашла в здание Биржи, поняла, что рынок теле- и киноконтента и новых медиа можно делать только здесь. Благодаря тому что Михаил Пиотровский поддержал нас, дав возможность устроить рынок в месте, задуманном когда-то именно под эти цели, мы реально оживили давно скучавшее пространство — спасибо нашим дизайнерам и художникам. На рынок уже аккредитовано более 720 экспонентов, более 2100 участников из 57 стран мира.

— Вы ожидаете приезда директоров главных фестивалей и кинорынков?

— Да, конечно, и я признательна Жерому Пайару — исполнительному директору Каннского кинорынка Marche du Film, одному из самых влиятельных людей в индустрии, который приезжает на открытие и согласился войти в попечительский совет медиафорума. Еще один профессионал, который оказывает нам большую поддержку,— это владелец журнала Variety, медиамагнат Джей Пенски. Санкции не остановили его, и он также согласился войти в наш попечительский совет. Приедут и директора Берлинского, Гонконгского, Лос-Анджелесского рынков, арт-директора фестивалей Трайбеки, Локарно, Торонто. Все деловое сообщество, которое должно принять нас и включить в свой пул, своим присутствием уже гарантирует то, что мы на правильном пути. Это важно для развития российской индустрии развлечений, чтобы продемонстрировать: мы способны принимать культурные конвенции, а не только ездить в гости.

В ситуации с санкциями это вдвойне важно — показать людям индустрии, что мы открыты миру, готовы сотрудничать, обмениваться опытом и свободно высказывать мнения, в рамках общегуманитарных ценностей, разумеется.

— Можно ли рассматривать форум как выход на новый уровень представления страны в кино- и телепространстве?

— Хотелось бы, чтобы по факту так и вышло. Команда, которая готовит форум, на сегодня, включая логистов, переводчиков, волонтеров, уже разрослась до 120 человек. Энтузиазм неимоверный. Есть и большая поддержка со стороны продюсеров, Ассоциации кино и телепродюсеров России, Гильдии продюсеров; Федор Бондарчук как лидер индустрии и председатель совета директоров "Ленфильма" вошел в наш совет попечителей. Подобные события продвигают всю индустрию. И институции, ответственные за культуру, должны создавать для этого все условия. Чего, увы, не происходит. В России до сих пор нет налоговых льгот для зарубежных теле- и киносъемочных групп, как это происходит во Франции, к примеру, где эта цифра достигает 25%, в Калифорнии — до 30%. То есть съемочной группе возвращается четверть бюджета! А у нас пугают рынок квотами на американские фильмы, когда, наоборот, необходимо продвигать в России лучшие образцы мирового кино, которое как раз почти не доходит до широкого зрителя. Если наш зритель будет смотреть больше Финчера или Коэнов, он автоматически станет ценить и качественное российское кино. А не только односложные комедии, которые собирают кассу. Культура развивается, когда люди читают глубокие книги, а не только разглядывают комиксы. В России сегодня десятки суперталантливых режиссеров, которые почти незнакомы собственному зрителю. Это — проблема, а не то, употребляет ли матерные фразы герой фильма. Кстати, мы в журнале Variety провели исследование в фильмах и девяностых, и нулевых и с трудом нашли две картины с употреблением ненормативной лексики! Зато теперь всем хочется высказаться. Обратный эффект.

Приезжают профессионалы, хотят у нас снимать кино — нет ни законов, ни инфраструктуры. Хотя и "Мосфильм", и "Ленфильм" могли бы стать лидерами в Европе, но нет налоговых льгот, и Петербург иностранцы по-прежнему снимают в Праге. И даже наши режиссеры предпочитают монтировать в Лондоне или Берлине. Например, Александр Сокуров, еще один лидер и член попечительского совета медиафорума, свой новый фильм о Лувре сводит в Берлине, потому что там дешевле и качественней.

— Министерство культуры помогает в организации форума?

— И финансово, и административно из госструктур нас поддерживает только правительство Санкт-Петербурга под личным патронатом губернатора Георгия Полтавченко. В Петербурге все осмысленнее и живее. И нашу концепцию кроссплатформенного события они мгновенно поддержали. Город выделил немного — 40 млн руб., но нам помогли с партнерами: "Петромир", "Национальная Медиа Группа" и "Аэрофлот". А Минкульт за прошедший год единственный раз выделил финансирование "Роскино" — в рамках Каннского фестиваля. Это все.

— Есть ли примерное представление, сколько зрителей посетит мероприятия форума?

— Примерно около 35-40 тыс. человек. Кроме зрительских кино- и телепремьер запланированы показы для профессионалов, для прессы, рыночные презентации новых российских фильмов из программы DOORS.

— Вы специально отказались от формата конкурса. Но призы все-таки вручаться будут?

— Конкурс — это всегда право первой ночи. У нас все российские премьеры, но не мировые. Кроме "Серены" Сюзанны Бир с Дженнифер Лоренс в главной роли. Это мировая премьера. И фильмы соревнуются не между собой, а за любовь зрителей, поэтому главный приз — приз зрительских симпатий. Еще один приз жюри прессы — это важный для нас альтернативный взгляд на зрительскую программу.

Вся лента