На нефтяной волне

Астраханская область отметила 40-летие строительства первой в стране морской буровой установки. В честь этой даты губернатор Астраханской области Александр Жилкин предложил учредить в регионе новый профессиональный праздник, которого пока нет в российском календаре,— день судостроителя. "Регион с колоссальным судостроительным опытом и историей должен иметь такой праздник",— считает господин Жилкин.

Галина Годунова, Татьяна Каримова

Сегодня в Астраханской области работает 12 крупных и средних предприятий, способных строить суда различного назначения. Технический потенциал и географическая близость астраханских предприятий к Каспийскому морю позволяют выполнять заказы практически любой сложности и позиционировать астраханские верфи как базовые предприятия шельфового судостроения для нужд Каспия.

"С 2005 года, с активизацией разработок месторождений Каспия и реализацией проектов по строительству флота и технических средств для поиска и добычи там нефти, объем производства в судостроительной отрасли Астраханской области увеличился в четыре с половиной раза. В 2013 году индекс промышленного производства по этому типу деятельности составил 145% по отношению к 2012 году, за год объем инвестиций в судостроение вырос в 1,8 раза",— говорит заместитель председателя правительства региона, министр промышленности, транспорта и природных ресурсов Сергей Кржановский.

Началом нового этапа для астраханских судостроителей стал заказ на строительство центральной буровой и технологической платформы ЛСП-1 для месторождения имени Юрия Корчагина. Под этот проект на базе трех верфей региона было создано судостроительное объединение, в составе которого действуют производственные площадки, чья суммарная мощность по обработке металла составляет до 50 тыс. тонн в год, а численность работников — около 3 тыс.

В феврале 2012 года при участии президента ОАО ЛУКОЙЛ Вагита Алекперова состоялась закладка морских нефтегазовых объектов для еще одного российского месторождения — имени Владимира Филановского. Оно является самым крупным по запасам нефти и газа из открытых в России за последние 20 лет. Начало добычи запланировано на конец 2015 — начало 2016 годов.

Первый этап освоения месторождения включал в себя строительство опорных оснований для четырех платформ. В мае 2013 года судостроительный завод "Лотос" завершил строительство опорных оснований ледостойкой стационарной платформы — основного добывающего комплекса. В июле верфь "Красные Баррикады" сдала опорные основания платформы жилого модуля и райзерного блока. Акваторию судостроительного завода в октябре того же года покинул еще один объект — опорное основание центральной технологической платформы.

Все опорные блоки были установлены в море и ждали верхних строений, которые поочередно доставлялись на море с астраханских верфей уже в нынешнем году. Первым на Северный Каспий в июне отправилось верхнее строение центральной технологической платформы, изготовленное на монтажно-сборочной площадке ЛУКОЙЛа в поселке Ильинка Астраханской области. Была проведена уникальная производственная операция по транспортировке этого сооружения весом 10 тыс. тонн на транспортно-монтажную баржу методом надвижки (float-over). Применение такого метода позволило отказаться от использования дорогостоящего кранового оборудования, существенно сократило время выполнения морских операций и достроечных работ в море, а также снизило риски. "В России эта операция была выполнена впервые",— отмечает генеральный директор компании "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" Николай Ляшко.

Спустя месяц отправилось в море верхнее строение платформы жилого модуля. Оно, как и опорные основания, строилось на заводе "Красные Баррикады". С этой же верфи в августе выведено на месторождение верхнее строение райзерного блока.

На головной площадке группы "Каспийская энергия" в Астрахани завершается строительство верхнего строения ледостойкой стационарной платформы N1, предназначенной для бурения и эксплуатации скважин. На октябрь намечена его транспортировка в море. До конца года будут установлены верхние строения всех четырех платформ и переходные мосты между ними.

Параллельно на верфях Астраханской области создают объекты обустройства второй очереди месторождения имени Филановского. Строительство ледостойкой стационарной платформы N2 ведет ОАО "Глобалстрой-Инжиниринг", субподрядчиком является судостроительное судоремонтное предприятие "Галактика". Строительство платформы жилого модуля N2 доверено заводу "Красные Баррикады".

Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов регулярно инспектирует выполнение заказов. По его мнению, обустройство месторождения имени Филановского и реализация будущих проектов дадут право называть Северный Каспий и Астраханскую область нефтяной провинцией. "Формируется не просто проект, формируется провинция, которая будет развиваться не годы, а десятилетия. Поэтому мы с Астраханской областью ведем диалог",— говорит Вагит Алекперов.

Верфи Астраханской области загружены заказами и от зарубежных партнеров. Для Туркмениии "Красные Баррикады" по заказу китайской компании "Янтай Раффлз" построили СПБУ "Каспийский бурильщик", а также морскую стационарную добычную платформу "Жданов". Астраханские корабелы строят также нефтяные платформы по заказу Dragon Oil, буксиры для казахстанских партнеров из OMS Shipping.

Вся лента