Элитная мебель уходит

Продавцы элитной мебели сокращают занимаемые площади. Основной спрос смещается на мебель в сегменте от эконома до среднего, говорят эксперты. Именно на этот рынок в ближайшее время придут покупатели, которые активно покупали жилье в течение последних лет.

Дорогие предметы домашней обстановки часто ассоциируется у покупателей с антиквариатом и мебелью «под старину»

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

В мае стало известно, что холдинг "Адамант", одним из направлений бизнеса которого является торговля элитной мебелью, собирается уйти с этого рынка. Для начала "Адамант" будет сдавать в аренду часть принадлежащих ему площадей в центре города (600 кв. м. из 4,8 тыс. кв. м). К этому компанию подтолкнул кризис, сильно сказавшийся на доходах от торговли.

Как говорят эксперты, мебельный рынок падал весь прошлый год. Уменьшение его объемов оценивается примерно в 40%, в элитном секторе эта цифра еще больше. "Хотя в настоящее время ситуация на мебельном рынке стабилизируется, о выходе на докризисный уровень речи нет. Цены на элитную мебель в Москве и Петербурге были сильно завышены. Если сейчас эти цифры не будут серьезно скорректированы, многим компаниям придется свернуть бизнес. Свою роль играет и активное развитие совместного производства мебели на российских заводах. Люди предпочитают покупать отечественную мебель по западным эскизам, а не переплачивать в несколько раз за европейскую", — говорит эксперт компании "Развитие бизнес-систем" Александр Филимонов. Этот тренд подтверждает и директор УК Prior Development (управляет мебельным центром Mebelwood) Алексей Попов: "Становится больше мелких несетевых арендаторов, работающих в сегменте от эконома до среднего. Доля арендаторов премиум-класса снижается".

Как говорят эксперты, рынок элитной мебели так и не оправился от кризиса 2008 года. Именно из-за последствий кризиса ТЦ "Аура" на Лахтинском проспекте общей площадью 14,5 тыс. кв. м пришлось несколько раз менять концепцию. В первоначально заявленном формате — как специализированный центр дизайнерской мебели и предметов интерьера — "Аура" просто не смогла привлечь арендаторов. Также под "нож" кризиса попала концепция многофункционального комплекса "Толстой сквер". До реконцепции этот МФК общей площадью 25 тыс. кв. м представлял собой соединение проектов и пространств с различными функциями — здесь располагались бизнес-центр класса А, театр "Лицедеи", "Лейкин-клуб", зал торжеств и презентаций "Атриум", торговая галерея премиум-класса "Дом декора". Однако цены, по которым предлагались товары в торговой галерее, были слишком высоки — к примеру, диван в одном из магазинов стоил €60 тыс. В итоге из-за дорогих мебельных магазинов комплекс был полупустым.

Таким образом, рынок до конца не оправившийся от кризиса прошлого, настигло снижение продаж кризиса нынешнего. Но пустующие места займут продавцы, предлагающие товар более доступных категорий, в расчете на новых покупателей, которые приобрели квартиры на фоне строительного бума последних полутора лет. После того как квартиры будут сданы, их надо будут обставлять, ожидают владельцы крупных торговых центров, на долю которых приходится 60-65% продаж мебели в Петербурге.

"По оценкам наших маркетологов, обстановка однокомнатной квартиры обойдется в 150-200 тыс. рублей, двухкомнатной — в 220-250 тыс., трехкомнатной от 250 тыс. рублей. Таким образом, на приобретение обстановки для всего купленного нового жилья будет потрачено несколько миллиардов рублей", — подсчитал Алексей Попов. По его словам, покупателей мебели уже стало больше. "Летом наш комплекс посещали 35 тыс. человек в месяц. Но потоки растут. И в ближайшее время мы ждем их увеличения до 60-65 тыс. человек в месяц. Параллельно сокращается доля вакантных площадей в комплексе: с начала года она снизилась до двух процентов", — говорит господин Попов. "Мы рассчитываем увеличить продажи в 2015 году на пять-семь процентов и расширяем сеть", — делится планами руководитель отдела рекламы "Дом Лаверна Декор" Виктор Беспалов.

Как говорят эксперты, обычно между покупкой квартиры и ее меблировкой проходит около года. Приобретение мебели — это целевая покупка, которая обычно планируется заранее. При этом, по словам экспертов, 60-65% покупок приходится именно на специализированные мебельные центры. "Основная причина, по которой покупатель идет в мебельный центр, — есть возможность выбора по цене и по качеству продукции разных производителей. Поэтому чем больше площадь, тем больше такой центр интересен покупателям", — говорит Екатерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН.

Сейчас большая часть качественных площадей мебельного ритейла в Петербурге приходится на специализированные мебельные гипермаркеты общей арендной площадью около 190 тыс. кв. м. По словам Екатерины Лапиной, большинство покупателей ориентировано на крупные мебельные центры в своем районе, как, например, Mebelwood в Невском районе или Мебель City в Приморском.

Павел Никифоров

Натуральная отделка остается


Элитное жилье, несмотря на кризисы и валютные колебания, придерживается своих принципов, в частности, в отделке интерьеров квартир и общественных пространств. Как говорит Дарья Степанова, руководитель департамента дизайна интерьеров ООО "Ховард СПб", на современном рынке строительных и отделочных материалов под влиянием инноваций во всех сферах промышленности постоянно появляются новинки. "Чаще всего эти материалы композитные, то есть сочетающие в себе характеристики нескольких материалов, дающих простоту монтажа и ухода или снижение стоимости. Но не все эти материалы и компоненты натуральны. И тут извечный вопрос плюсов и минусов: получая оптимизацию цены и скорость производства, мы теряем экологичность, получаем внешний вид, лишь имитирующий натуральный материал. В тенденциях же отделки квартир именно элитного жилья сейчас, как и всегда, превалирует вопрос качества и натуральности материалов, — уверена госпожа Степанова. — Особенно в последние годы, когда на пике популярности стиль ар-деко, в котором один из основных законов — сочетание дорогих натуральных материалов, символизирующих шик и роскошь: серебро, экзотические породы дерева, натуральный камень, кость. Придерживаясь этого принципа, мы выбрали для отделки интерьеров нашего дома именно такие материалы: мрамор — для санузлов и холлов, массивную паркетную доску — для жилых комнат, а натуральная гипсовая лепнина подчеркивает стиль квартиры. В отделке мест общественного пользования — витражи, зеркала, мозаика, люстры из муранского стекла. Классика вечна, но именно в сочетании оригинального итальянского дизайна с безупречным качеством исполнения отделочных работ она может заиграть по-новому и подарить жильцам дома не просто ощущение добротности и долговечности, но и отличающие стиль ар-деко лоск, эффектность и шик".
Вся лента