Корпоративный гардероб

Какие действия предпринимают школы, чтобы найти общий язык с корпорациями

Программы для корпоративных заказчиков — это экзамен на зрелость для бизнес-школ, ведь компаниям невозможно продать устаревшие знания. Какие действия сегодня предпринимают школы, чтобы найти общий язык с корпорациями?

Текст: Владимир Правоторов

Фото: из личного архива

Елена Лобанова, декан Высшей школы финансов и менеджмента (ВШФМ) РАНХиГС

— Популярная форма взаимодействия ВШФМ и российского бизнеса — корпоративные учебные программы. Самые длительные программы, которые заказывают крупные компании, решают чаще всего конкретные задачи. Например, МВА "Финансы" в ТК "ЕвразХолдинг" для корпоративной финансовой службы решала задачу выхода на IPO и Лондонскую фондовую биржу. Программа "Корпоративные финансы" в компании "Адамас" помогла топ-менеджерам освоить современные финансовые технологии. К подобным программам можно также отнести обучение риск-менеджменту в ОАО "РусГидро", корпоративному управлению в НК "Роснефть" и др.

Реализация любой корпоративной программы — дело нелегкое. Оно предполагает изучение специфики деятельности заказчика. Требуется большая подготовительная работа, изу-чение финансовых документов компании, определение ее операционного профиля, ознакомление с историей компании. Часто мы просим руководство компании дать нам возможность силами преподавателей провести экспресс-диагностику состояния дел заказчика. Результаты такой диагностики оказывают немалое влияние на структуру и содержание будущего курса.

Любая компания сталкивается с многообразием задач стратегического или оперативного характера. К их решению привлекают экспертов, консультантов, которые проводят для сотрудников тренинги и краткосрочные семинары. К помощи бизнес-школ компании обращаются, как правило, когда возникают крупные проблемы или реализуются масштабные программы и проекты. Например, в этом году все российские корпорации переходят на международные стандарты финансовой отчетности с одновременной трансформацией функций финансовых подразделений. Летом к нам обратились представители известной аптечной сети, нефтедобывающей компании и крупного финансового холдинга с просьбой провести серию модульных программ по управлению и финансам для своих сотрудников. Их, в частности, интересовал менеджмент, финансовый менедж-мент, управление проектами и проектное финансирование. В итоге мы сейчас разрабатываем специальные программы типа корпоративной МВА, мини-МВА, модульной МВА для разных клиентов. Одновременно для одной из промышленных корпораций формируется программа профессиональной переподготовки "Финансы для нефинансистов". Она будет носить долгосрочный характер и охватывать практически весь управленческий персонал.

Фото: из личного архива

Григорий Аветов, директор Школы бизнеса университета "Синергия"

— Каждый месяц в нашей школе проходят открытые семинары и тренинги, куда могут прийти все желающие. Но все же около половины нашего оборота приходится на корпоративный сегмент. Мы готовим программы строго под заказ компании — условно говоря, выступаем как портные, то есть шьем на заказ, а не продаем готовые костюмы. Спектр предложений для бизнеса в школе настолько велик, что мы можем сформировать любую программу, рассчитанную на любой промежуток времени. Например, есть длинные корпоративные MBA — уже был опыт успешного сотрудничества с компаниями "Сплат", "Ситроникс". Мы также обучаем команды администраций регионов. Кроме того, регулярно проводим короткие программы на один-три дня, которые реализуют бизнес-спикеры нашей школы. Такие тренинги заказывают "Мегафон", Coca-Cola Hellenic, "Мосэнерго", "Апатит" и другие, не менее известные компании. В первую очередь на обучение посылают продавцов и топ-менеджеров. Очень востребован корпоративный тайм-менеджмент. Многие компании (как крупные, так и небольшие) заказывают программы внедрения тайм-менеджмента и отдельно системы контроля поручений. Стоимость коротких корпоративных программ обычно обходится заказчику в пределах 100-500 тыс. руб. Клиенты часто выбирают онлайн-курсы, чтобы сотрудники не отвлекались от рабочего процесса.

В целом я вижу положительную тенденцию: все больше и больше компаний начинают инвестировать в обучение сотрудников. Если раньше мы работали только с крупным и средним бизнесом, то сейчас приходят компании с оборотом до 1 млрд руб. в год. И тратят немалые деньги. Для меня это очень позитивный сигнал: я ошибочно полагал, что при текущей ситуации в стране мы скорее начнем терять, чем приобретать новые рынки.

Фото: Из личного архива

Анна Теркина, директор центра корпоративных программ бизнес-школы МИРБИС

— Сегодня компании стали более требовательны к бизнес-программам, это касается как форматов обучения, так и содержания. Однако если раньше их интересовало только содержание программы, то сегодня они все чаще обращают внимание на методику, формы подачи материала, практический результат.

При подготовке корпоративных программ мы вместе с руководителями и HR-менеджерами компании определяем контент, собираем кейсы, выявляем примерную тематику аттестационных проектов, которые слушатели будут выполнять при поддержке наших экспертов, бизнес-консультантов. Например, когда мы недавно проводили обучение региональных управляющих директоров и коммерческих директоров (около 100 человек) для компании Tele2, слушатели в мини-группах готовили проекты по актуальным для компании темам в области маркетинга, финансов, стратегического менеджмента. Лучшие проекты были реализованы в компании, привели к кадровым перестановкам и увеличению прибыли.

Сегодня корпоративные клиенты обращаются в бизнес-школу не только за обучением — им интересен консалтинг, общие исследовательские проекты и мероприятия, совместное участие в конференциях, клубах, тематических встречах. Такое тесное сотрудничество дает нам возможность плотно взаимодействовать с бизнесом, чувствовать его потребности, а бизнесу — расти и развивать своих сотрудников.

Фото: из личного архива

Сергей Щенников, ректор Международного института менеджмента ЛИНК

— Корпоративные клиенты приносят нам от 30% до 60% доходов (год от года цифры меняются). Как правило, они приходят в бизнес-школу, чтобы решить одну задачу, но в результате анализа их проблем мы часто решаем целый спектр вопросов. Например, одна крупная госкомпания решила взять курсы по финансовому менеджменту. Однако в процессе обучения совместно со слушателями и заказчиком выяснилось, что целый пласт проблем лежит не в финансовом менеджменте, а в управлении человеческими ресурсами. Мы оперативно переформатировали программу (без потерь для блока финансового менеджмента) и смогли встроить в нее существенный блок по управлению людьми.

Мы постоянно расширяем линейку программ, стараясь опережать запросы рынка, развивать специфические навыки у персонала. Например, все больше внимания уделяем управлению изменениями. Анализировать, планировать и контролировать деятельность сейчас учат многие, а вот управление самим процессом изменений, выявление рисков, внутренних противодействий и эффективная работа с ними — темы не настолько очевидные, и запрос на них растет. То же касается и управления знаниями. Сбор, сохранение и эффективная передача знаний внутри организации, создание и развитие этого важнейшего нематериального ресурса — один из новых трендов.

Фото: из личного архива

Елена Иванкина, директор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС

— У нас накоплен огромный опыт работы с корпоративными заказчиками в управлении недвижимостью и девелопменте. Например, успешно сотрудничаем с ГК ПИК, ее сотрудники проходят обучение по модулям программ МВА. Кроме того, мы специально разрабатываем дополнительные модули по заказу компании: "Управление проектом в девелопменте", "Реализация девелоперского проекта". Для ЗАО "АКЦ "Жилкомаудит"" проводим профессиональное обучение по программе "Оперативное управление жилищно-коммунальным хозяйством". Нашими постоянными заказчиками являются Росимущество и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (программа "Модели и механизмы корпоративного управления собственностью").

Корпоративные клиенты в последнее время приносят нам около 15-20% доходов, поступающих от дополнительного образования. Это довольно скромная цифра, потому что крупные компании стремятся создать учебные подразделения внутри своих структур. На мой взгляд, обучение в рамках корпорации сосредоточено на рассмотрении одной локальной срочной проблемы. Для квалифицированного менеджера необходима универсальная подготовка. Наиболее оптимальный вариант — когда компания заключает договор о сотрудничестве с профильной бизнес-школой, они вместе создают программу обучения, а топ-менеджеров привлекают в качестве преподавателей. В 2008-2009 годах мы таким образом реализовали программу профессиональной переподготовки совместно с REMI (Real Estate Management Institute, его создали компании Capital Group, "Дон-строй", Knight Frank и др.). Эта программа — "Руководитель девелоперского проекта" — стала настолько востребованной, что перешла в разряд открытых. Мы постоянно вносим в нее изменения и дополнения, соответствующие реалиям современного рынка недвижимости.

Фото: Из личного архива

Седа Насибян, декан факультета финансов и банковского дела РАНХиГС

— Начиная с 2003 года нашим основным корпоративным заказчиком является Банк России. За это время на факультете прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации более 1 тыс. человек. Банк России ежегодно проводит конкурс программ обучения, предлагаемых вузами. В соответствии с принятой практикой после представления вузами пакета программ в Банке России проходят их публичные презентации. Количество учебных заведений, участвующих в конкурсе, ежегодно растет, и конкуренция усиливается. По результатам конкурсного отбора в настоящее время реализуются для специалистов  Банка России программы "Топ-менеджер банка" и "Консультант по финансовому оздоровлению кредитных организаций" на базе учебного центра ЦБ.

Ирина Маткова, директор центра корпоративного управления НИУ ВШЭ

— Работа с корпоративными заказчиками — наиболее интересная часть нашей деятельности. Она привлекает своей сложностью и нетривиальностью. Сложность заключается в высокой степени конкуренции со стороны корпоративных университетов, созданных в крупных компаниях. Нетривиальность обусловлена сложными, неординарными задачами, которые перед нами ставят клиенты. Компании приходят к нам в тот момент, когда им необходимо решить острую злободневную проблему, причем решить нестандартно. Мы не предлагаем программы, например, для финансистов или юристов. Наши корпоративные программы — это комплексные неспециализированные курсы разной длительности для топ-менеджеров, на которых слушатели получают знания из разных областей.

Заказчик всегда четко ставит задачу, но мы стараемся выйти за рамки требуемого и дать чуть больше. Например, недавно к нам обратилась крупная управляющая компания с просьбой научить сотрудников как работать с фондами прямых инвестиций, так и привлекать инвестиции из крупных банков. Необходимо было дать представление обо всех инструментах для привлечения денег, тем более в ситуации, когда на российский бизнес наложены санкции. Проанализировав проблемы клиента, мы пришли к выводу, что кроме чисто инвестиционных инструментов нужно дать более широкую картинку, дополнив программу блоками по финансам и стратегии. Следующим логичным шагом для этой группы должно стать изучение построения бизнес-процессов в компании.

Фото: Из личного архива

Анжелика Мирзоева, директор Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО

— Высокий профессиональный опыт слушателей требует от нас индивидуального подхода к заказчику. К примеру, программа МВА "Международные транспортные операции" была разработана специально для сотрудников "УГМК-холдинг". Помимо общих дисциплин, необходимых для подготовки профессиональных управленцев, мы включили в нее специализированные курсы, отвечающие интересам УГМК: "Транспортное страхование грузов", "Мультимодальные и интермодальные перевозчики" и другие. По просьбе наших корпоративных клиентов мы разрабатываем новые программы с учетом быстрого изменения экономической и геополитической ситуации в мире. Так, сейчас у нас проходят обучение сотрудники ЦБ РФ на корпоративной программе повышения квалификации.

Вся лента