Война в Донбассе поднимает цены

на антигололедные реагенты

Крупнейшие аэропорты РФ столкнулись с подорожанием антигололедных реагентов для обработки взлетно-посадочных полос на 60-80%. Это подорожание не было учтено в тарифах, и аэропорт Пулково уже пожаловался на поставщиков в ФАС и Росавиацию. Причинами роста цен на рынке называют подорожание импортных компонентов из-за падения рубля и остановку северодонецкого завода "Азот": после ухода конкурента "Еврохим" резко поднял цены на уксусную кислоту вслед за скачком мировых котировок на этот химикат.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Оператор петербургского аэропорта Пулково "Воздушные ворота северной столицы" (ВВСС) пожаловался в УФАС по Санкт-Петербургу и Росавиацию на резкий рост цен на антигололедные реагенты (копия письма есть у "Ъ"). В ходе тендера при подготовке к зиме выяснилось, что заявки поставщиков (ЗАО "Октафлюид", ЗАО "Рошальский химический завод "Нордикс"", ООО "Оксайд") на реагенты на ацетатной основе превысили цены 2013 года на 62%, а на формиатной — на 60%, а разница цен не превышала 3%. ВВСС замечает, что обслуживание аэродромных покрытий и их очистка входят в стоимость услуги взлета-посадки самолетов, тариф на это утверждается ФСТ на пять лет и не предусматривает такого подорожания реагентов. По мнению ВВСС, компании поддерживают "монопольно высокую цену на товар" из-за ограниченного числа поставщиков материалов для реагентов на российском рынке.

По словам источников "Ъ" в отрасли, с той же проблемой столкнулись и московские аэропорты. Во Внуково "Ъ" сообщили, что маркетинговые исследования подтвердили подорожание реагентов на 80%. В начале недели состоится тендер аэропорта по выбору предложений от поставщиков, по его результатам будет принято решение о дальнейших действиях. В Шереметьево и Домодедово также выявили повышение рыночной цены на реагенты, но тендеры аэропортов пока не проведены.

В Росавиации подтвердили получение письма от главы ВВСС Сергея Эмдина. По информации от аэропортов ведомство выявило проблему резкого повышения цен на реагенты и уже обратилось к производителям с просьбой объяснить причины. Если факты подтвердятся, то Росавиация направит уведомление в ФАС. В самой ФАС на запрос "Ъ" не ответили.

Один из основных видов антигололедных реагентов производится на основе уксусной и муравьиной кислот, последняя в основном импортируется. Источники "Ъ" на рынке говорят, что одной из причин скачка цен стало прекращение поставок уксусной кислоты из Донецкой области украинским "Северодонецким объединением "Азот"" (входит в группу DF Дмитрия Фирташа), после чего "Невиномысский азот" "Еврохима" де-факто стал монополистом в РФ по ее поставкам. Представитель "Еврохима" Владимир Торин пояснил "Ъ", что с начала года цена на кислоту в мире выросла в среднем на 42% и цена компании росла в рамках этой тенденции, но до конца года "Еврохим" не собирается ее увеличивать. Один из источников "Ъ" отмечает, что производители антигололедных средств всего несколько месяцев закупают кислоту у "Еврохима", раньше поставки по более низкой цене шли из Северодонецка. Но украинский завод несколько раз сокращал или останавливал производство в связи с ростом цен на газ, а в мае полностью прекратил работу. Вчера в группе DF "Ъ" подтвердили, что "в связи с нестабильной обстановкой и для обеспечения безопасности сотрудников и жителей региона" с мая завод временно не работает, но цену продажи уксусной кислоты не уточнили.

Глава информационно-аналитического портала Rupec Андрей Костин отмечает, что себестоимость уксусного реагента выросла с 63 тыс. руб. за тонну до 89 тыс. руб.— на 41,1%). Но основной вклад в это (62,5%) внес рост цены на едкий калий, вклад удорожания уксусной кислоты ощутим (30,8%), но не доминирует, говорит эксперт. Он отмечает, что одной из основных причин роста стоимости ингредиентов с учетом доли импорта стало снижение стоимости рубля. Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает, что аэропорты не вправе менять тарифы при росте издержек и им придется обращаться за субсидированием к государству или поднимать стоимость обслуживания самолетов.

Елизавета Кузнецова, Ольга Мордюшенко

Вся лента