"Механизм распределения этих денег зачастую непонятен"

Музыкантов лишили авторских отчислений от руководства магазинов. Ритейлеры могут не платить за проигрывание композиций, выпущенных до 26 мая 2003 года, в своих помещениях, постановил российский Суд по интеллектуальным правам. Схема взимания средств в пользу организации по коллективному управлению авторскими правами давно вызывает у юристов вопросы.

Cуд разрешил магазинам не платить зарубежным исполнителям за музыку. Речь идет о композициях, которые были записаны до 26 мая 2003 года. Об "Коммерсантъ FM" сообщили в компании Metro Cash&Carry. Такое решение российский Суд по интеллектуальным правам принял по итогам рассмотрения иска Всероссийской организации интеллектуальной собственности к ритейлеру. Заявитель требовал от ответчика компенсировать 500 тыс. руб. за публичное исполнение 11 фонограмм западных исполнителей в сети магазинов.

За проигрывание музыки все торговые объекты перечисляют Всероссийской организации интеллектуальной собственности или Российскому авторскому обществу примерно по 3 тыс. руб. в месяц. Эти организации уже платят непосредственно собственникам прав. Однако в Metro Cash&Carry с этим не соглашались. По прошествии нескольких судебных слушаний была признана правота ритейлера. Охрана прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций осуществляется в соответствии с Международной конвенцией. Россия присоединилась к ней только в 2003 году, и сделанные до этой даты записи зарубежных исполнителей под действие документа не попадают. Поэтому такая музыка может транслироваться в публичных местах бесплатно, постановил суд.

Решение российского суда по интеллектуальным правам отменить взнос за проигрывание некоторых композиций в магазинах вынесено вполне обоснованно, считает начальник судебного отдела Компании "Патентус" Дмитрий Марканов.

"Оцениваем довольно позитивно данное решение, поскольку практика взимания средств в пользу организации по коллективному управлению авторскими правами давно вызывает обоснованные вопросы как со стороны юристов, так и со стороны правообладателей. Зачастую непонятен механизм распределения этих денежных средств. Да и в целом сама конструкция взимания средств, в том числе, с магазинов, которые включают музыку не для целей развлечения гостей — то есть, это не сама цель предприятия — она не всегда верна. Все-таки оцениваем как позитивный данный момент", — говорит Марканов.

Решение суда касается только фонограмм, а не авторских композиций, уверен генеральный директор портала Copyright.ru Василий Терлецкий.

"Любая компания, не только Metro Cash&Carry, борется с обществами по коллективному управлению правами, а еще сетевые рестораны с известными именами и названиями. Но они идут по пути индивидуального осуществления авторских прав, то есть заказа трансляции фонограмм у частной компании на рынке. Есть случаи, когда принимаемые конвенции имеют обратную силу. В данном случае присоединение к конвенции по охране прав на фонограмму не имело обратной силы, поэтому все именно фонограммы могут транслироваться без уплаты вознаграждения", — объясняет Терлецкий.

Ранее сообщалось, что суд удовлетворил иск звукозаписывающих компаний к одной из российских соцсетей. Сумма компенсации составила более 50 млн руб.

Екатерина Габелева

Вся лента