Пользователь общих мест

"Любовь к трем цукербринам" Виктора Пелевина

Литература проза

Виктор Пелевин. Любовь к трем цукербринам. М.: Эксмо, 2014

Из печати вышла новая книга Виктора Пелевина "Любовь к трем цукербринам", повествующая, как и явствует из названия, о мире, погрязшем в интернет-зависимости. По ее поводу недоумевает АННА НАРИНСКАЯ.

Такой опыт имеется практически у каждого. Заявляется к вам домой вроде как по делу незнакомый человек (озабоченный проблемами благосостояния подъезда сосед, например, или вызванный для установки бытовой техники специалист) и разражается речью, в ходе которой сообщает, что миром правит некая закулиса, что плохие люди не только следят за всеми в интернете, но и с его помощью всех зомбируют и что (это уже в виде бонуса) переселение душ — это фактический факт, доказанный фактическими же учеными.

Больше всего в таких монологах раздражают их длина, напор и однообразное занудство, не зависящее от того, сколько идиотских соображений в них содержится. В "Любви к трем цукербринам" раздражающие факторы те же, потому что это и есть такой записанный монолог — только с пелевинскими прибамбасами.

Конечно, Виктор Пелевин всегда был одержим идеей всеобщей манипулируемости, обусловленной всеобщей же интернетизацией и вообще кибертехнологиями. Но никогда еще — даже в самых неудачных своих текстах — он не доходил (не употреблять же выражение "не опускался") до уровня такого доморощенного и неоригинального философствования.

Иногда даже кажется, что автор сам понимает цену этому своему произведению и считает даже нужным извиниться — в тексте пару раз встречаются фразы о том, что, мол, конечно, многие из высказанных мыслей могут показаться общим местом, но...

Это, кстати, часто употребляемый журналистский прием — предварить банальность сообщением, что вот сейчас будет банальность. И вроде бы после такого можно считать, что дешево и даже остроумно отделался. Но вообще-то банальность объявленная оригинальней не становится. А в данном случае стоит еще добавить, что общие места не становятся менее общими из-за того, что над тем, чтобы придать им такой статус, когда-то потрудился сам Пелевин. (А за очередное упоминание мудреца Чжуан-цзы и бабочки с автора, кажется, пора уже начать взимать какой-нибудь штраф.)

Фабула "Любви к трем цукербринам" отчасти построена на "ореаливании", а вернее, "ометафизичивании" игры Angry Birds, а отчасти — на традиционной для Пелевина истории избранничества и наделения сверхсилами рядового поначалу молодого человека. Собственно роман (ну или как там этот текст лучше квалифицировать) сложен из произведений этого избранника. Самый длинный из этих рассказов называется "Fuck the System" и являет собой некое киберприключение с разоблачением, в результате какового, разумеется, выясняется, что проделать поименованное по-английски действие с системой невозможно — потому что даже твоя, как тебе кажется, победа над системой на поверку оказывается просто изощренным способом, которым система совершает титульное действие с тобой.

Свойственные последним произведениям Пелевина наблюдения за отечественной медийно-либеральной тусовкой здесь представлены в основном презрительным (а как же иначе) взглядом протагониста на деятельность "средневостребованного (чтобы не сказать малобюджетного) интернет-СМИ под названием Contra.ru и его сотрудников — разумеется, хипстеров. "Хипстер,— объясняет Пелевин,— это бесхозный блютусно-вайфайный голем с очень ограниченным умственным ресурсом... Голем устроен так, что не понимает тождественности Тупака Шакура и Михаила Круга. Источник энергии русского хипстера — непримиримый конфликт между "hip" и "гоп", в которой он не может признать полюса одной и той же вставленной в него батарейки. У русского полюса этой батарейки знак минус".

Разделять или нет обиду автора за "русский полюс батарейки" — дело читателя. Одно ясно — ни одного живого хипстера Виктор Пелевин никогда не встречал, да и в интернете следил за ними невнимательно. Потому что если уж какому-то из вышеозначенных музыкантов и найдется место в снобском обиходе хипстера, то уж (как минимум из любви к кэмпу), конечно, Кругу, а не попсово отполированному и, главное, растиражированному Тупаку.

И тут назревает вопрос — ведь Виктор Пелевин значится одним самых высокооплачиваемых отечественных авторов. Так что ж он не наймет себе консультанта какого-нибудь? Чтобы хотя бы про вкусы хипстеров ему объясняли. И про то, что иногда лучше не публиковать, чем публиковать.

Вся лента