ВЭБ доплыл до Волги

Госбанк может профинансировать 23 инвестиционных проекта в Самарской области

Внешэкономбанк может принять участие в реализации 23 проектов на территории Самарской области. Сумма вложений банка может достичь 106 млрд рублей, из которых 60 млрд рублей получит АвтоВАЗ в рамках программы развития. Все средства будут предоставлены инициаторам проектов в виде кредитов на льготных условиях. По мнению аналитиков, большинство проектов получат одобрение банка, но вряд ли все из 23 заявленных.

Врио губернатора Самарской области Николай Меркушкин с помощью ВЭБа хочет реализовать в Самарской области 23 проекта в сфере АПК, автопрома и других отраслях

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

План совместных мероприятий по комплексному развитию Самарской области на 2014–2019 годы был подписан врио губернатора Николаем Меркушкиным и председателем Внешэкономбанка (ВЭБ) Владимиром Дмитриевым в минувший понедельник. Согласно документу, сторонами будет организована совместная работа по 23 проектам общей стоимостью свыше 162 млрд рублей. «ВЭБ вложит в эти проекты 106 млрд рублей, еще 56 млрд рублей добавят областной бюджет и частные инвесторы», — цитирует Николая Меркушкина пресс-служба облправительства.

Как пояснили „Ъ“ в пресс-службе ВЭБа, по состоянию на 1 августа органы управления банка одобрили девять инвестиционных проектов общей стоимостью 120,4 млрд рублей с предполагаемым участием ВЭБа в размере 54,7 млрд рублей.

В частности, речь идет о строительстве нового терминала, грузового комплекса и сопутствующей инфраструктуры в аэропорту «Курумоч». Проект общей стоимостью 7,5 млрд рублей реализует Корпорация развития Самарской области совместно с ОАО «Кольцово‑инвест». Участие в нем ВЭБа составляет 4,5 млрд рублей. Новый пассажирский терминал в «Курумоче» планируется открыть в конце этого года.

Еще один проект Корпорации развития Самарской области, который она реализует при поддержке ВЭБа, — это строительство современного комплекса по переработке мяса птицы в Сергиевском районе Самарской области. Общий объем инвестиций составляет около 10 млрд рублей. ВЭБ уже профинансировал строительство прицефабрики на 5 млрд рублей, сейчас банк рассматривает увеличение финансирования проекта до 7,7 млрд рублей.

Большую часть средств получит АвтоВАЗ. В частности, банк участвует в финансировании программы развития тольяттинского автозавода до 2020 года. Общая стоимость программы оценивается в 177,4 млрд рублей, планируемый объем участия ВЭБа в ее финансировании — порядка 60 млрд рублей. По информации „Ъ“, пока банк одобрил предоставление АвтоВАЗу только части этой суммы, размер ее не сообщается.

По данным пресс-службы облправительства, в рамках программы развития АвтоВАЗа до 2017 года на предприятии будут идти научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки автомобилей на платформе Lada-B/С. Кроме того, автозавод уже занимается разработкой двигателей собственного производства и локализацией японского мотора H4 компании Nissan.

На рассмотрении в ВЭБе также находятся три инвестиционных проекта Самарской области общей стоимостью 6,9 млрд рублей с предполагаемым участием банка в размере 5,4 млрд рублей. По информации „Ъ“, финансирование на реконструкцию и техническое перевооружение может получить ОАО «Кузнецов». Однако суммы и подробности проектов пока не называются.

Вчера в ВЭБе „Ъ“ уточнили, что подписанное соглашение «не накладывает каких-либо обязательств по финансированию указанных проектов». «Действительно, предполагаемое участие Внешэкономбанка в реализации проектов может составить порядка 106 млрд рублей. Однако решение по участию в финансировании того или иного проекта принимается коллегиальными органами управления банка по результатам проведения его экспертизы», — объяснили в банке.

Средства на инвестиционные проекты ВЭБ предоставляет в виде кредитов на льготных условиях, однако подробности банк не раскрывает. «Ставка ВЭБа обычно на 1–1,5 % ниже, чем у коммерческих банков», — рассуждает руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев. Он также добавляет, что «финансирование со стороны ВЭБа обычно выгоднее, чем в коммерческих банках, и носит не только финансовый, но и политический характер». «То есть существует вероятность пролонгирования или рефинансирования в том случае, если не удастся расплатиться в силу объективных причин, что может произойти с тем же АвтоВАЗом в случае плохой конъюнктуры на рынке», — объясняет господин Деев. Однако он считает, что вряд ли ВЭБ одобрит все 23 проекта, так как «сейчас проводит реструктуризацию кредитов на Олимпиаду в Сочи».

«Если проекты будут заниматься полезными разработками с возможностью их последующего внедрения, вероятность того, что ВЭБ выделит под них деньги, возрастает», — говорит старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Аналитик ФК «ИнстаФорекс» Антон Фомин считает, что большинство проектов, запланированных к реализации в рамках соглашения, будут одобрены банком, так как «все они касаются развития приоритетных секторов российской экономики».

Екатерина Вьюшкова, Екатерина Борисенкова

Вся лента