"Дева" в Большом

26 и 28 сентября в Москве наконец услышат первую оперную работу нового главного дирижера Большого театра Тугана Сохиева. Ей станет "Орлеанская дева" Чайковского, которая прозвучит в концертном исполнении.

Чтобы продемонстрировать галантный дирижерский стиль, Туган Сохиев выбрал "Орлеанскую деву"

Фото: РИА НОВОСТИ

Рубрику ведет Мария Мазалова

"Орлеанская дева" — пышная, живописная, многофигурная опера. Среди действующих лиц — король, рыцари, крестьяне, а также "кавалеры и дамы двора, воины французские и английские, монахи, цыгане и цыганки, пажи, шуты, карлики, менестрели, палачи, народ" (авторская ремарка). Здесь есть все, что нужно музыкантам и публике для любви,— и романтика, и героика. В этом Чайковский пошел против Шиллера (в переводе Жуковского), послужившего ему оригиналом, и сочинил другой финал, впрочем, неудивительный: в популярной романтической драме Жанна Д'Арк не сгорала в финале на костре, как это сделано у Чайковского в мрачных похоронных звучаниях и с пением ангелов, а чудесным образом разрывала оковы, а потом шла в последний смертный бой, где и погибала. Против Шиллера и серьезность любовной темы в опере — именно любовь становится у Чайковского причиной катастрофы.

В репертуарном смысле "Орлеанская дева" — почти раритет. Опера, написанная в расчете на успех ("Я не думаю, чтобы она была лучшим и наиболее прочувствованным из моих писаний, но мне кажется, это именно та вещь, которая может сделать меня популярным"), обманула ожидания Чайковского, так и не закрепившись в практике русских театров. Теперь идея вытащить ее на свет привлекательна одновременно и для консервативных, и для прогрессивных постановщиков, ценящих музыкальные изыски не меньше качества исполнений.

И правда, кроме арии Иоанны "Простите вы, поля, холмы родные" и песни менестрелей, всем известной под названием "Старинной французской песенки" (в опере она звучит еще печальнее, чем в фортепианном "Детском альбоме", куда Чайковский ее тоже взял), в активе слушательской памяти, кажется, больше ничего и нет. А между тем в этой огромной опере есть виртуозные и нежные арии, монологи и гимны, хоры ангелов и людей, молитвы и битвы, головокружительной красоты и остроты чувств ансамбли, языки пламени в финальной музыке и непременный балет, как это принято в жанре Большой французской оперы, не чуждой откровенному в своем композиторском европеизме Чайковскому.

Вообще, с проектом Тугана Сохиева все, похоже, складывается как нельзя лучше. Дирижер русской школы, учившийся у легендарного Ильи Мусина и поработавший под началом Гергиева в Мариинском театре, уже несколько лет трудится на посту музыкального руководителя именитого Национального оркестра Капитолия Тулузы и делает это так элегантно, что имеет большой успех, ангажементы и признание критики. Европейская карьера Сохиева не ограничивается Францией, но именно этот опыт имеет значение, когда речь идет об "Орлеанской деве" — русской музыке на французскую тему и во французском жанре. Эта опера имеет все шансы прозвучать со светским европейским шармом, особенно если галантный дирижерский стиль найдет понимание у королей, рыцарей, воинов, шутов и пажей Большого театра.

Юлия Бедерова

Вся лента